
Законодательное собрание Приморского края рассматривает законопроект, меняющий правила получения разрешений на охоту. О том, какие проблемы он решает, кто сможет получить квоту раньше других и как будут поощрять добровольных помощников в учете диких животных, РБК Приморье рассказал председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию ЗС ПК Андрей Андрейченко.
— Андрей Валерьевич, в чем суть предлагаемых изменений? Почему возникла необходимость пересматривать действующую систему?
— На практике мы увидели серьезный перекос в распределении разрешений. Например, квота на добычу копытных животных или медведя делилась между местными и «приезжими» охотниками, исходя из формального признака — места прописки. В итоге получалось, что житель, живущий рядом с охотугодьями, формально не входящих в территорию, не имел к ней доступа. И наоборот — часть лимита просто «висела» невостребованной, потому что местные не подавались на эти разрешения. Законопроект решает эту проблему: 70% разрешений будут доступны всем, независимо от места жительства.
Приведу примеры. Сегодня наиболее значительные по площади и численности охотничьих ресурсов охотничьи угодья расположены в районе городов Спасск-Дальний, Лесозаводск и Находка. При этом, такие крупные населенные пункты, как Спасск-Дальний, село Спасское, Лесозаводск, поселок Кировский, не входят в территорию общедоступных угодий, хотя и расположены в непосредственной близости от них. Но местные жители не могут воспользоваться лимитом разрешений. В результате, образуется дефицит разрешений, подлежащих распределению среди иногородних охотников. При этом остаются невостребованными разрешения для местных жителей.
Похожая ситуация в Находке. Там лимит для местных охотников оказывается исчерпан уже в первые минуты приема заявлений, а для иногородних остается невостребованным.
— Изменится и соотношение между теми, кто участвует в учете животных, и теми, кто не участвует. Почему?
— Сегодня только 20% разрешений резервируются за людьми, которые проводят полевые учеты численности животных. Предлагается увеличить эту долю до 30%. Это те, кто реально помогает: зимой пешком проходят до 15 километров по пересеченной местности, фиксируют следы, помогают составить объективную картину популяции. Эти данные потом ложатся в основу лимитов. Без них нельзя ни охотиться, ни защищать редкие виды. Мы считаем, что охотники-добровольцы должны иметь приоритет — это абсолютно справедливо.
— Что они смогут получить в итоге?
— Если человек участвовал в учетах, он сможет претендовать сразу на два разрешения: на копытное животное и на одного из медведей — гималайского или бурого.
— Учеты теперь можно проводить не только зимой?
— Верно. Ранее в законе было прописано, что учет должен подтверждаться ведомостью именно зимнего маршрутного учета. Но сегодня применяются и другие методики — шумовой прогон, авиаучет, наблюдение в местах искусственной концентрации. Мы предлагаем убрать эту привязку к одному конкретному методу, чтобы закон не отставал от науки и реальности.
— Вы упомянули «подвисающие» квоты. Что с ними будет?
— Законопроект предусматривает, что если часть разрешений для участников учета не будет востребована, они перераспределяются среди всех заявителей. Это создает гибкий и справедливый механизм: охотники не теряют шанс, а ресурсы используются эффективно.
— Как это повлияет на охотничье сообщество в целом?
— Прямо скажу: законопроект назрел. Он снимает ряд социальных и территориальных перекосов, дает мотивацию для участия в работе по охране ресурсов и помогает справедливо распределить ограниченные квоты. Мы стремимся к тому, чтобы любительская охота в Приморье стала более организованной, понятной и экологичной.