В России происходит театральный бум – растет и количество зрителей, и число постановок, но самой популярной из них в новогоднюю пору остается «Щелкунчик». О главном праздничном спектакле РБК Приморье поговорил с художественным руководителем балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдаром Алиевым.
– 19 декабря Приморская сцена Мариинского театра отметила 10-летний юбилей постановки балета «Щелкунчик», а значит и 10-летие вашей работы во Владивостоке, ведь именно с этого спектакля началось ваше сотрудничество с театром. Балет «Щелкунчик» вы поставили, когда работали в Индианаполисе. Там спектакль имел оглушительный успех, права на его телевизионный показ купили 73 канала. А как здесь шла работа над постановкой, и где было легче: в США или в Приморье?
– Работа здесь шла очень сложно, потому что спектакль очень комплексный. Он сложен не только для исполнителей, он сложен для его технического проведения, потому что изначально этот балет задумывался как балет-феерия. Но в феерии, в балете-феерии, обязательно должны быть чудеса, должны быть стилистические эффекты, обязательно должна быть пиротехника, и это все требует очень тщательной проработки.
И знаете, в день премьеры я поверил в чудеса. Когда практически все перемены декорационные, – мы называем их открытые перемены, – это те перемены, которые происходят на глазах зрителя. Когда наступал момент перемены, я закрывал глаза, потом спрашивал ассистента: «Произошло, случилось, поменяли? – Пронесло». И я открывал глаза.
Город сразу спектакль принял. Город спектакль полюбил, и сегодня я могу сказать такую вещь: очень часто читаешь в соцсетях, о том, что владивостокцы гордятся этим спектаклем. Такого «Щелкунчика», как у нас, нет ни у кого. Это правда.
– 10 лет назад и сейчас: это два разных спектакля?
– Да, безусловно. Но чтобы понимать разницу между спектаклями 10 лет назад и сегодня, я вам скажу такую вещь: когда этот спектакль делался 10 лет назад, в труппе было 36 артистов – сегодня труппа насчитают порядка 96 артистов. У нас другой по количеству состава «Вальс цветов», это главная массовая сцена второго акта. У нас другие снежинки. Они другие не только по рисунку, они и по хореографии стали сложнее. Я уже не говорю об исполнении, исполняются они гораздо чище. Они исполняются на столичном уровне.
– Для Приморской сцены Мариинского театра «Щелкунчик» – это, безусловно, культурный феномен, но еще и туристический бренд. Сюда зимой именно на «Щелкунчика» едут из разных регионов, из разных стран. Сколько гостей иностранных и из других регионов России вы принимаете зимой, можете примерно посчитать?
– У нас нет такой статистики, потому что сейчас на сайте могут приобрести билеты, как россияне, так и иностранцы, поэтому такую статистику вести очень сложно. Но у нас была приблизительная статистика до пандемического периода, и это было примерно 30-40% иностранцев в зале на наших спектаклях. Я не устаю повторять, что Приморский край и Владивосток конкретно по интересу к искусству выходит в лидеры по стране.
– Чем еще порадуете публику в зимнем сезоне?
– Мы представим две работы Стравинского. Это «Свадебка» и «Петрушка». «Свадебка» в хореографии Брониславы Нижинской, «Петрушка» в хореографии Михаила Фокина. Эти спектакли давно стали классикой. Эти спектакли давно стали знаковыми с музыкальной точки зрения. Это ранний период Стравинского, русский период Стравинского. Поэтому я думаю, что эти работы вызывают интерес.