Практика , Приморский край ,  
0 

На ВЭФ-2025 подписано соглашение о развитии Тихоокеанского круиза

На ВЭФ-2025 подписано соглашение о развитии Тихоокеанского круиза

На ВЭФ-2025 подписано соглашение о развитии круизного туризма на Дальнем Востоке. Свои подписи в документе поставили представители трех дальневосточных регионов — Приморья, Сахалинской области и Камчатки, а также Минвостокразвития РФ, Росморпорта и компании— инвестора. Все участники подписания задействованы в создании и развитии первой в истории современной России Тихоокеанской круизной линии, полностью организованной российской стороной без привлечения иностранного капитала.

В стартовый день форума, до церемонии подписания соглашения, состоялась панельная сессия «Круизный туризм Дальнего Востока». Открыл ее председатель комиссии Госсовета Российской Федерации по направлению «Туризм», губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

«Открытие первой круизной линии в новой истории России — это глобальный проект, которого долго ждали на Дальнем Востоке. Запуск ее состоится в мае 2026 года. Десять лет эта идея витала в воздухе, и вот сейчас начала приобретать конкретные очертания. После появления инициативы о запуске Тихоокеанского круиза мы провели большую работу по оценке всей портовой инфраструктуры с нашими коллегами из Сахалинской области и Камчатского края. Мы проработали несколько вариантов предложений, которые будут учтены в финальном варианте программы. Путешествие на морском судне дает возможность в течение 10 дней побывать в трех регионах, увидеть дальневосточные красоты и улететь домой чартерным рейсом. Морской круиз — это комфортно, удобно, познавательно», — высказался Кожемяко.

Государство поддержит

Региональные власти не только рассчитывают сделать Тихоокеанский круиз национальным маршрутом, но и планируют внедрять меры поддержки, которые помогут развиваться смежным отраслям.

«Наша задача — вложить деньги в инфраструктуру, чтобы она была интересна туристам, помочь туристическим компаниям, обучить гидов, построить систему, чтобы люди могли где-то остановиться, сделать зоны отдыха. Все это — вклад регионов», — подчеркнул председатель комиссии Госсовета.

Важной составляющей в реализации проекта станет поддержка федеральных органов власти. По словам статс-секретаря — заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Антона Басанского, нужно поддержать регионы в развитии туризма и портовой инфраструктуры.

«На Дальнем Востоке три преференциальных режима, которыми активно пользуется туристический бизнес. Это территории опережающего развития (ТОР), свободный порт Владивосток (СПВ) и Курильские острова Российской Федерации (КОРФ). Объем планируемых инвестиций в реализуемые на этих территориях проекты составляет 316 млрд руб. Минвосток готов продолжать работать с туристическим кластером», — высказался Басанский.

Он также отметил, что для увеличения турпотока, в том числе и иностранного, необходимо строить гостиницы, делать больше турмаршрутов, развивать портовую инфраструктуру и увеличивать пропускную способность КПП. Требуется обратить внимание на обучение кадров, подготовку всех туристических объектов к возросшему числу туристов, наладить работу индустрии впечатлений, чтобы гости регионов Дальнего Востока тратили деньги не только на еду и проживание в гостинице, но также на посещение различных объектов и покупку сувенирной продукции.

Запуск Тихоокеанского круиза запланирован на май 2026 года. Басанский считает, что к этому сроку порты будут готовы. Что касается подготовки персонала, средств размещения и туристической инфраструктуры, то бизнес успеет при условии вложений и помощи со стороны государства.

Экономика круиза

Инвестор проекта, АО «КС-Стратегический Альянс», уже имеет опыт в организации морских круизов. Председатель совета директоров компании Кирилл Шубский рассказал РБК Приморье, что россияне активно интересуются круизным продуктом. На Черном море уже перевезли больше 100 тыс. человек — все это потенциальная аудитория Тихоокеанской линии.

«Мы делали опросы: наши черноморские пассажиры заинтересованы в том, чтобы лететь и смотреть Дальний Восток. И это наша целевая аудитория, те люди, которые любят круиз как вид отдыха. К Дальнему Востоку интерес в целом большой: мало кто был здесь из наших туристов из европейской части», — пояснил Шубский.

Он отметил, что регион для компании новый, однако бизнес видит большую заинтересованность со стороны субъектов. По словам инвестора, местные власти помогают в оценке и улучшении береговой инфраструктуры, работают с туроператорами, чтобы качественно обеспечивать туристов, организовывать туристические программы. Перед запуском линии необходимо составить расписание, этим компания займется уже в сентябре, а в октябре планируется открыть продажу билетов на лайнер.

«Должен быть большой горизонт. Направление новое, нужно внедрять серьезную маркетинговую программу. Люди за эти годы забыли о дальневосточном круизном продукте. К тому же, он отличается от экспедиционных круизов. Предстоит большая работа, но с учетом нашего черноморского опыта, я думаю, она будет успешной», — прокомментировал Шубский.

Назвал инвестор и судно, на котором туристы будут осматривать красоты Дальнего Востока. На линию должна выйти «Астория Нова» — систершип лайнера, который работает на Черноморских круизах. Это судно такого же класса и такой же комфортности. В компании отмечают, что лайнер должен соответствовать международным стандартам круизной индустрии, быть качественным и безопасным. На судне расположены 8 тематических баров и ресторанов, театрально-концертный зал на 1 тыс. мест, СПА, фитнес-центр, открытый бассейн, спортивные площадки, салон красоты и магазины. «Астория Нова» вмещает 1,4 тыс. человек.

Стоимость круиза оценивают в примерно 17 тыс. руб. в день. С учетом всех вводных, окупаемость проекта при пессимистичном прогнозе составит 8-9 лет. Однако инвестор предполагает, что компания выйдет на прибыль быстрее.

Мультипликативный эффект

Проект круизной линии уникален не только масштабом, но и форматом взаимодействия. Это в интервью РБК Приморье подчеркнул министр экономического развития Приморского края Андрей Блохин.

«Проект действительно интересный. Речь идет о партнерстве сразу трех регионов Дальнего Востока — Приморского края, Сахалина и Камчатки. Таких проектов мы еще не делали. В целом, он направлен на развитие туристической отрасли, но, как все понимают, туристическая отрасль — это сфера, которая имеет очень большой мультипликативный эффект. Она способствует развитию не только гастрономии и культуры. Сейчас важно понимать, куда будут приезжать эти туристы, куда они будут ходить. И здесь мы ожидаем, что после запуска маршрута должны появиться инвесторы, которые будут реализовывать проекты, связанные с созданием баз отдыха, кафе, ресторанов», — отметил Блохин.

По словам министра, уже в ближайшие годы новый маршрут способен существенно увеличить туристический поток в регионе.

«В прошлом году туристический поток у нас составил 4 млн человек, в этом году ожидаем рост не менее чем на 10% к уровню прошлого года. Запуск нового круизного маршрута будет способствовать тому, что сюда будут приезжать туристы не только летом, но и зимой. А туристов необходимо где-то размещать, их необходимо где-то кормить. Мы ожидаем, что появятся дополнительные инвесторы, которые будут помогать делать наш регион еще более привлекательным», — сказал Блохин.

Министр туризма Приморья Натальи Набойченко пояснила, что речь идет не только о росте турпотока, но и качественно новом подходе к организации пребывания в макрорегионе.

«У нас задача не просто увеличить туристический поток, а задержать гостей дольше и показать им больше. Для этого мы работаем над инфраструктурой, над подготовкой экскурсоводов и гидов. Также это должны быть лицензированные катера, обученные судоводители, гостиницы, готовые в моменте разместить транзитных туристов. Это как раз коллаборация отелей, туроператоров и автоперевозчиков. Важно подготовить экскурсоводов на три региона по единому стандарту для круизных туристов. Приезжая в любой регион, гости должны понимать, что это все в рамках одного тура», — подчеркнула Набойченко в беседе с РБК Приморье.

Она убеждена что в Приморье к приему гостей готовы: здесь есть опыт работы с круизными судами, развитая инфраструктура и компетенции у туроператоров и отельеров. В предыдущие годы во Владивосток заходило до 30 судов, а число туристов достигало 36 тыс. единовременно. В то же время, по словам Набойченко, Сахалину и Камчатке еще предстоит большая работа в этом направлении.

При этом особое внимание уделяется межрегиональному взаимодействию.

«Люди хотят приехать на Дальний Восток и за один тур увидеть сразу несколько регионов. Это возможность показать наше разнообразие — от гастрономии до природы. Да, у нас тихоокеанская кухня, но в Приморье больше русско-китайская традиция, на Сахалине — с корейским акцентом, а на Камчатке — со своей спецификой», — рассказала она.

Министр отметила, что подобный масштабный проект требует участия не только бизнеса, но и самих жителей регионов, ведь туристов станет значительно больше.

«Жителей мы тоже должны к этому готовить. Это очень важно, потому что будет много людей ходить по улицам в те же места, где мы бываем сами. И важно, чтобы не было негатива, а наоборот, чтобы все воспринимали гостей как источник развития и новых возможностей», — добавила глава регионального минэкономразвития.

Набойченко уверена, что дальневосточный круизный продукт привлечет «качественно нового туриста», готового оставлять больше средств в экономике региона.

Практика На ВЭФ рассказали о запуске первой круизной линии на Дальнем Востоке
Содержание
Закрыть