
Три региона Дальнего Востока координируют работы по запуску первой в новой истории страны Тихоокеанской круизной линии, полностью организованной российской стороной. С мая 2026 года 10-дневные туры будут связывать единым маршрутом Приморье, Сахалин, Курильские острова и Камчатку — столько продлится путешествие в одну сторону по живописным дальневосточным локациям. Круизы будет осуществлять известный в России лайнер «Астория Гранде» либо его систершип — однотипное судно.
Запуск дальневосточных морских круизов — амбициозная задача, которая требует координированных усилий сразу нескольких субъектов РФ. Инициатором взаимодействия трех субъектов по этому вопросу и возрождения круизов по Дальнему Востоку в целом стал губернатор Приморского края Олег Кожемяко, возглавляющий комитет Государственного Совета по направлению «Туризм». Первым мероприятием в рамках совместной работы стало совещание межрегиональной рабочей группы по развитию круизного туризма на Дальнем Востоке, которое прошло на Сахалине. В ходе встречи глава Приморья отметил не только экономическую, но также патриотическую и образовательную составляющие проекта.
«Перед нами стоит задача, поставленная президентом России, увеличить вклад туристической отрасли в ВВП до 5% к 2030 году. Задача вполне осуществимая. Мы видим, что сейчас динамика по туризму показывает: эти показатели можно превзойти. Безусловно, очень важно увеличить число туристических поездок — именно через туризм развивается патриотизм у населения. Что такое патриотизм? Это любовь к Родине. А как можно любить Родину, если ты не видел ее и не знаешь? Поэтому туристические путешествия — прежде всего важнейший этап познания нашей страны и вовлечение ее в патриотическое движение», — подчеркнул Кожемяко.
Мультипликативный эффект
По предварительным оценкам, запуск новой круизной линии позволит привлечь на Дальний Восток до 50 тыс. туристов в год. По статистике, каждый гость тратит на берегу около 20 тыс. руб. в каждом порту захода. Ожидается мультипликативный эффект для экономики регионов, так как для судна будут закупать топливо и продукты питания. Более 500 рабочих мест создадут непосредственно на борту лайнера и еще 1 тыс. мест в смежных отраслях морского туризма.
«Сейчас мы видим еще больший потенциал, потому что три региона объединяются в одном направлении. Этот тихоокеанский круиз позволяет российскому туристу за короткий срок — в течение 10 дней познакомиться со всей культурой, со всеми особенностями Дальнего Востока. Уникальное предложение, которого еще не было», — высказался министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
У каждого из регионов-участников проекта уже имеется значительный опыт работы с круизным направлением, но в основном он связан с международными проектами, транзитными заходами иностранных судов. Разработка и «упаковка» исключительно российского туристического маршрута требует внимания к деталям. Так, участникам круизов необходимо не только показывать Дальний Восток, но и рассказывать о нем, причем делать это грамотно.
«На финальной стадии проработки находится создание межрегиональной аттестационной комиссии на Дальнем Востоке. Ранее мы организовывали ее совместно с Камчатским краем, а сейчас, в связи с созданием дальневосточной круизной линии, к нам присоединяется и Сахалинская область. Идея заключается в том, чтобы гиды могли рассказывать про культуру и историю Дальнего Востока в том числе на китайском и корейском языках. <...> У нас богатое патриотическое прошлое, патриотическое наследие, и в этом наша сила. Мы готовы наглядно показать это туристам, в том числе в ходе круизного путешествия», — рассказала участникам встречи министр туризма Приморского края Наталья Набойченко.
Особенности маршрута
Напомним, что в 2025 году о развитии дальневосточной круизной линии договорились ФГУП «Росморпорт» и компания «КС-Стратегический Альянс», которая является единственным российским оператором морского круизного судна «Астория Гранде» (Astoria Grande, бывшее название «Аида Кара») сейчас работающего из порта Сочи. Возможно, именно этот лайнер выйдет на дальневосточную круизную линию.
Вместимость «Астории Гранде» — 1,25 тыс. пассажиров. Длина — 193,3 м. Скорость — до 20 узлов. Как уже писал РБК Приморье, альтернативным вариантом для дальневосточной круизной линии может стать схожее по параметрам судно «Аида Вита», которое сейчас перевозит туристов в Азии. Участников межрегиональной рабочей группы по развитию морского туризма в ДФО заверили, что стоимость поездки будет доступной для россиян.
«Думаю, что для Дальнего Востока цена, которую я сейчас назову, вообще будет выглядеть как подарок. У нас 17 тыс. руб. в сутки — средняя цена с человека. То есть 10-дневный круиз обойдется в 170 тыс. руб. И подчеркиваю, что это путешествие на первоклассном круизном судне, четырехразовое питание, развлекательная программа, кавер-группы, аниматоры, программа на борту и так далее. Мы не включаем только экскурсии, алкогольные напитки и услуги спа. Я думаю, что с учетом того уровня цен, которые [устанавливаются] здесь, особенно в сезон, во всех наших планируемых портах захода, это будет достаточно доступно для российского рынка», — пояснил РБК Приморье директор по круизным операциям «Астория Гранде» Игорь Глухов.
Дальневосточный маршрут лайнера будет пролегать через порты Владивосток, Корсаков и Петропавловск-Камчатский. Важным гостевым пунктом станут и Курильские острова. Отметим, из-за погодных условий круизы по маршруту Владивосток — Корсаков — Курильские острова — Петропавловск-Камчатский будут возможны только с апреля по октябрь.
«Безусловно, мы видим интерес со стороны жителей нашей страны и со стороны наших зарубежных соседей к живописным бухтам, которые в изобилии имеются на Дальнем Востоке, от Приморского края и до Камчатки. Круизы начнутся с Приморья. Конечно, это — острова, архипелаг Римского-Корсакова, которые сами по себе уникальные, удивительные, богат и подводный, и надводный мир. Это прекраснейшие бухты, это остров Петрова, это наши великолепные мосты, которые тоже являются одной из таких форм посещения — проход под мостами, это всегда было каким-то символом, для молодых особенно», — подчеркнул Олег Кожемяко.
Он также отметил, что интересной локацией станут и Курильские острова, в том числе остров Шумшу, где откроется федеральный военно-патриотический музей, посвященный завершению Второй мировой войны. Однако для того, чтобы острова могли принимать туристов, необходимо организовать у ним доступ и возможности посещения, проработать инфраструктуру.
Готовность портов
Один из вопросов, связанный с инфраструктурой морских путешествий, касается непосредственно доступности Курильских островов для крупных судов. Для высадки пассажиров на некоторые из них лайнер может использовать свои тендеры, но для этого у берега нужны хотя бы понтонные причалы. По сведениям минтранса Сахалинской области, острова Парамушир и Шумшу удастся оборудовать подходящим образом. Однако остров Атласова предполагает только «дикую» высадку на необорудованный берег.
По итогам работы межрегиональной рабочей группы ее участники пришли к выводу, что Владивосток и Петропавловск-Камчатский фактически готовы принимать крупные круизные лайнеры. Генеральный директор ООО «Владивостокский морской терминал» (ВМТ, оператор морского вокзала Владивосток) Валерий Нагорный напомнил, что число круизных пассажиров в столице Приморья выросло с 5 тыс. в 2015 году до 35 тыс. в 2019-м. В прошлом морской вокзал города принимал столь крупные круизные лайнеры, как Spectrum of the Seas и Quantum of the Seas компании Royal Caribbean — приблизительно по 5 тыс. человек находилось на каждом судне.
«Полагаю, что мы полностью готовы, поскольку в нашей практике был опыт приема достаточно больших круизных судов. В том числе в 2019 году мы принимали самые большие лайнеры, которые когда-либо заходили в Россию. <...> А также мы в еженедельном режиме сейчас принимаем и обслуживаем грузопассажирские международные паромы — на пике загрузки паромов это порядка 400 человек на посадку и высадку. Безусловно, судно, заявленное для [новых дальневосточных] круизов, больше по масштабам — свыше 1 тыс. пассажиров на выход и посадку. Но я думаю, что и с этим объемом мы справимся», — заявил РБК Приморье Валерий Нагорный.
При этом он предложил и мероприятия по модернизации владивостокского морского вокзала — некоторые из них находятся в компетенции государственных органов. Так, второй эндоскоп можно было бы установить в зале таможенного контроля. Предлагается добавить 3 кабины паспортного контроля для ускорения работы, сейчас имеется 5. А причальную линию стоит полностью ввести в границы пункта пропуска для увеличения количества одновременно обслуживаемых судов. На сегодня длина причальной линии составляет 491 м, из которых в пределах пункта пропуска находятся 388 м.
При этом наибольшие сложности с портовой инфраструктурой возникают, опять же, на Сахалине. Как писал РБК Приморье, участники осмотрели пирсы № 1 и № 2 в южном грузовом районе Корсаковского морского порта — они подходят для швартовки крупного лайнера и по глубине, и по длине. Однако сейчас на данной территории осуществляются в основном грузовые операции, для приема пассажиров пирсы нужно будет «очищать» от грузов и кранов раз в 10 дней, как минимум на 8 часов в сутки. Есть и другие варианты доставки пассажиров на берег.
«Если мы говорим про перевозку пассажиров, то это, безусловно, южный грузовой район — причалы № 3 и № 4. Сегодня они максимально обустроены, но для швартовки круизных лайнеров необходимо провести работы по дноуглублению. В целом эти работы у нас запланированы, но мы говорим про следующий год и про май месяц — соответственно, одним из решений могла бы стать доставка пассажиров тендер ботами (вспомогательными судами — прим. ред.) по морю до причала № 4», — объяснил министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев.
Отметим, что в Приморье, совместно с Сахалинской областью и Камчатским краем, в 2018–2019 годах уже была сформирована концепция круизного направления «Тихоокеанская Россия». Об этом рассказал генеральный директор ООО «ВМТ» Валерий Нагорный. В документе были проработаны все основные аспекты, которые необходимы круизным компаниям для принятия решения о постановке судов на маршруты. На тот момент предложение было востребовано со стороны компаний Китая, Южной Кореи, Японии, но развитие проекта приостановила пандемия. Прошлые наработки намерены актуализировать и использовать в современных реалиях.