
Три региона Дальнего Востока координируют работы по запуску первой в новой истории страны Тихоокеанской круизной линии, полностью организованной российской стороной. С мая 2026 года 10-дневные туры будут связывать единым маршрутом Приморье, Сахалин, Курильские острова и Камчатку — столько продлится путешествие в одну сторону по живописным дальневосточным локациям.
Запуск дальневосточных морских круизов — амбициозная задача, которая требует координированных усилий сразу нескольких субъектов РФ. Инициатором взаимодействия трех субъектов по этому вопросу и возрождения круизов по Дальнему Востоку в целом стал губернатор Приморского края Олег Кожемяко, возглавляющий комитет Государственного Совета по направлению «Туризм». Первым мероприятием в рамках совместной работы стало совещание межрегиональной рабочей группы по развитию круизного туризма на Дальнем Востоке, которое прошло на Сахалине. В ходе встречи глава Приморья отметил не только экономическую, но также патриотическую и образовательную составляющие проекта.
«Перед нами стоит задача, поставленная президентом России, увеличить вклад туристической отрасли в ВВП до 5% к 2030 году. Задача вполне осуществимая. Мы видим, что сейчас динамика по туризму показывает: эти показатели можно превзойти. Безусловно, очень важно увеличить число туристических поездок — именно через туризм развивается патриотизм у населения. Что такое патриотизм? Это любовь к Родине. А как можно любить Родину, если ты не видел ее и не знаешь? Поэтому туристические путешествия — прежде всего важнейший этап познания нашей страны и вовлечение ее в патриотическое движение», — подчеркнул Кожемяко.
Мультипликативный эффект
По предварительным оценкам, запуск новой круизной линии позволит привлечь на Дальний Восток до 50 тыс. туристов в год. По статистике, каждый гость тратит на берегу около 20 тыс. руб. в каждом порту захода. Ожидается мультипликативный эффект для экономики регионов, так как для судна будут закупать топливо и продукты питания. Более 500 рабочих мест создадут непосредственно на борту лайнера и еще 1 тыс. мест в смежных отраслях морского туризма.
«Сейчас мы видим еще больший потенциал, потому что три региона объединяются в одном направлении. Этот тихоокеанский круиз позволяет российскому туристу за короткий срок — в течение 10 дней познакомиться со всей культурой, со всеми особенностями Дальнего Востока. Уникальное предложение, которого еще не было», — высказался министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
У каждого из регионов-участников проекта уже имеется значительный опыт работы с круизным направлением, но в основном он связан с международными проектами, транзитными заходами иностранных судов. Разработка и «упаковка» исключительно российского туристического маршрута требует внимания к деталям. Так, участникам круизов необходимо не только показывать Дальний Восток, но и рассказывать о нем, причем делать это грамотно.
«На финальной стадии проработки находится создание межрегиональной аттестационной комиссии на Дальнем Востоке. Ранее мы организовывали ее совместно с Камчатским краем, а сейчас, в связи с созданием дальневосточной круизной линии, к нам присоединяется и Сахалинская область. Идея заключается в том, чтобы гиды могли рассказывать про культуру и историю Дальнего Востока в том числе на китайском и корейском языках. <...> У нас богатое патриотическое прошлое, патриотическое наследие, и в этом наша сила. Мы готовы наглядно показать это туристам, в том числе в ходе круизного путешествия», — рассказала участникам встречи министр туризма Приморского края Наталья Набойченко.
Особенности маршрута
Напомним, что в 2025 году о развитии дальневосточной круизной линии договорились ФГУП «Росморпорт» и компания «КС-Стратегический Альянс».
На сегодняшний день единственное морское круизное судно, совершающее регулярные круизы с заходом в российский порт, — Астория Гранде (Astoria Grande, бывшее название «Аида Кара»), работающее из порта Сочи. Вероятно, похожий лайнер выйдет на дальневосточную круизную линию.
Вместимость «Астории Гранде» — 1,25 тыс. пассажиров. Длина — 193,3 м. Скорость — до 20 узлов. Как уже писал РБК Приморье, альтернативным вариантом для дальневосточной круизной линии может стать схожее по параметрам судно «Аида Вита», которое сейчас перевозит туристов в Азии. Участников межрегиональной рабочей группы по развитию морского туризма в ДФО заверили, что стоимость поездки будет доступной для россиян.
«Думаю, что для Дальнего Востока цена, которую я сейчас назову, вообще будет выглядеть как подарок. У нас 17 тыс. руб. в сутки — средняя цена с человека. То есть 10-дневный круиз обойдется в 170 тыс. руб. И подчеркиваю, что это путешествие на первоклассном круизном судне, четырехразовое питание, развлекательная программа, кавер-группы, аниматоры, программа на борту и так далее. Мы не включаем только экскурсии, алкогольные напитки и услуги спа. Я думаю, что с учетом того уровня цен, которые [устанавливаются] здесь, особенно в сезон, во всех наших планируемых портах захода, это будет достаточно доступно для российского рынка», — пояснил РБК Приморье генеральный директор ООО «Интермарин Круиз Ферри Менеджмент» Игорь Глухов.
Дальневосточный маршрут лайнера будет пролегать через порты Владивосток, Корсаков и Петропавловск-Камчатский. Важным гостевым пунктом станут и Курильские острова. Отметим, из-за погодных условий круизы по маршруту Владивосток — Корсаков — Курильские острова — Петропавловск-Камчатский будут возможны только с апреля по октябрь.
«Безусловно, мы видим интерес со стороны жителей нашей страны и со стороны наших зарубежных соседей к живописным бухтам, которые в изобилии имеются на Дальнем Востоке, от Приморского края и до Камчатки. Круизы начнутся с Приморья. Конечно, это — острова, архипелаг Римского-Корсакова, которые сами по себе уникальные, удивительные, богат и подводный, и надводный мир. Это прекраснейшие бухты, это остров Петрова, это наши великолепные мосты, которые тоже являются одной из таких форм посещения — проход под мостами, это всегда было каким-то символом, для молодых особенно», — подчеркнул Олег Кожемяко.
Он также отметил, что интересной локацией станут и Курильские острова, в том числе остров Шумшу, где откроется федеральный военно-патриотический музей, посвященный завершению Второй мировой войны. Однако для того, чтобы острова могли принимать туристов, необходимо организовать у ним доступ и возможности посещения, проработать инфраструктуру.
Готовность портов
Один из вопросов, связанный с инфраструктурой морских путешествий, касается непосредственно доступности Курильских островов для крупных судов. Для высадки пассажиров на некоторые из них лайнер может использовать свои тендеры, но для этого у берега нужны хотя бы понтонные причалы. По сведениям минтранса Сахалинской области, острова Парамушир и Шумшу удастся оборудовать подходящим образом. Однако остров Атласова предполагает только «дикую» высадку на необорудованный берег.
По итогам работы межрегиональной рабочей группы ее участники пришли к выводу, что Владивосток и Петропавловск-Камчатский фактически готовы принимать крупные круизные лайнеры. Генеральный директор ООО «Владивостокский морской терминал» (ВМТ, оператор морского вокзала Владивосток) Валерий Нагорный напомнил, что число круизных пассажиров в столице Приморья выросло с 5 тыс. в 2015 году до 35 тыс. в 2019-м. В прошлом морской вокзал города принимал столь крупные круизные лайнеры, как Spectrum of the Seas и Quantum of the Seas компании Royal Caribbean — приблизительно по 5 тыс. человек находилось на каждом судне.
«Полагаю, что мы полностью готовы, поскольку в нашей практике был опыт приема достаточно больших круизных судов. В том числе в 2019 году мы принимали самые большие лайнеры, которые когда-либо заходили в Россию. <...> А также мы в еженедельном режиме сейчас принимаем и обслуживаем грузопассажирские международные паромы — на пике загрузки паромов это порядка 400 человек на посадку и высадку. Безусловно, судно, заявленное для [новых дальневосточных] круизов, больше по масштабам — свыше 1 тыс. пассажиров на выход и посадку. Но я думаю, что и с этим объемом мы справимся», — заявил РБК Приморье Валерий Нагорный.
При этом он предложил и мероприятия по модернизации владивостокского морского вокзала — некоторые из них находятся в компетенции государственных органов. Так, второй эндоскоп можно было бы установить в зале таможенного контроля. Предлагается добавить 3 кабины паспортного контроля для ускорения работы, сейчас имеется 5. А причальную линию стоит полностью ввести в границы пункта пропуска для увеличения количества одновременно обслуживаемых судов. На сегодня длина причальной линии составляет 491 м, из которых в пределах пункта пропуска находятся 388 м.
При этом наибольшие сложности с портовой инфраструктурой возникают, опять же, на Сахалине. Как писал РБК Приморье, участники осмотрели пирсы № 1 и № 2 в южном грузовом районе Корсаковского морского порта — они подходят для швартовки крупного лайнера и по глубине, и по длине. Однако сейчас на данной территории осуществляются в основном грузовые операции, для приема пассажиров пирсы нужно будет «очищать» от грузов и кранов раз в 10 дней, как минимум на 8 часов в сутки. Есть и другие варианты доставки пассажиров на берег.
«Если мы говорим про перевозку пассажиров, то это, безусловно, южный грузовой район — причалы № 3 и № 4. Сегодня они максимально обустроены, но для швартовки круизных лайнеров необходимо провести работы по дноуглублению. В целом эти работы у нас запланированы, но мы говорим про следующий год и про май месяц — соответственно, одним из решений могла бы стать доставка пассажиров тендер ботами (вспомогательными судами — прим. ред.) по морю до причала № 4», — объяснил министр транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максим Жоголев.
Отметим, что в Приморье, совместно с Сахалинской областью и Камчатским краем, в 2018–2019 годах уже была сформирована концепция круизного направления «Тихоокеанская Россия». Об этом рассказал генеральный директор ООО «ВМТ» Валерий Нагорный. В документе были проработаны все основные аспекты, которые необходимы круизным компаниям для принятия решения о постановке судов на маршруты. На тот момент предложение было востребовано со стороны компаний Китая, Южной Кореи, Японии, но развитие проекта приостановила пандемия. Прошлые наработки намерены актуализировать и использовать в современных реалиях.