Читайте интервью на РБК.
— Развитие дальневосточных территорий страны стоит на повестке дня несколько лет, но на фоне усиления тренда разворота экономики на Восток тема приобрела особую актуальность. Как вы оцениваете ситуацию с позиции руководителя одного из ведущих дальневосточных регионов?
— Ситуация, связанная с санкциями, в основном со стороны европейских стран, ставит перед нами новые стратегические задачи, в том числе глобальные. Можно сказать, что Приморский край выполняет историческую миссию по созданию для страны нового окна в мир — через Китай, страны Юго-Восточной Азии, с которыми у нас налажены хорошие отношения. Если кто-то раньше мог воспринимать Приморье как далекую периферию на восточных рубежах, то сегодня мы становимся парадными воротами России для внешнеэкономических связей — восточными воротами. А это открывает возможности для развития нашего края, и мы их не можем упустить.
Китайская Народная Республика входит в число трех основных стран-партнеров Приморского края, на долю которых ежегодно приходится большая часть внешнеторгового оборота Приморья. У нас положительная динамика торговых отношений. По итогам прошлого года торговый оборот Приморского края с провинциями Китая увеличился по сравнению с 2021-м на 46%, до $7,5 млрд. По сравнению с допандемийным 2019 годом он вырос на 76,7%. Эти тенденции сохраняются. В первом квартале 2023 года торговый оборот с Китаем увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,6 раза — до $2,2 млрд. К 2024 году мы планируем довести общий торговый оборот до $10 млрд.
Отмечу, что значительная часть нашей торговли с Китаем принадлежит провинции Хэйлунцзян, а расчеты мы ведем в национальных валютах — юанях и рублях.
Действительно, есть явная тенденция усиления экономической активности на восточных направлениях. Начиная с прошлого года кратно увеличился грузопоток через дальневосточные морские порты, железную и автодороги. Так, в 2022 году объем грузооборота через автомобильные пункты пропуска на российско-китайской границе Приморского края вырос на 47,2% к показателям 2021 года, до почти 1,1 млн т.
Но у этой активности есть и обратная сторона — транспортно-логистическая инфраструктура сегодня с большим трудом справляется с возросшей нагрузкой. Пока нам удается избежать транспортного коллапса, но нехватка мощностей железной дороги, в частности Транссиба, существенно ограничивает более динамичный рост грузопотоков. При этом потребность в провозных мощностях будет расти. Их потенциальный дефицит к концу 2025 года может достичь уровня 49 млн т. Это если ничего не делать.
— А если делать? И что делать?
— На Дальнем Востоке, в том числе на территории нашего региона, идет активное строительство транспортно-логистической инфраструктуры. Очень инициативно ведет себя бизнес, который видит потребность в увеличении мощностей для модальных перевозок различных грузов и находит в этом перспективы для себя.
Продолжается проектирование и возведение новых портов с общим грузооборотом до 100 млн т — Суходол, Вера, Аврора, Коулстар. Создаются «сухие порты» — транспортно-логистические центры (ТЛЦ), непосредственно связанные с морскими портами транспортными коммуникациями. Например, весной началось строительство терминала «Артем», который может стать крупнейшим транспортным хабом не только на Дальнем Востоке, но и в России. Согласно планам, общий объем перевалки грузов в приморских портах в перспективе составит около 300 млн т.
При этом отмечу, что полностью реализовать возникший на восточном направлении потенциал торговли и перевалки грузов можно, только если будет проведена модернизация железнодорожной сети на Дальнем Востоке. И такая работа уже ведется. Органы государственной власти совместно с РЖД и бизнесом решают вопросы обеспечения строительства железной дороги, развития терминальных мощностей в морских портах, пограничных пунктов пропуска, дорожной сети, путепроводов на пересечениях с автомобильными дорогами.
Реализуются мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности инфраструктуры, чтобы увеличить транзитный контейнеропоток в четыре раза — «Транссиб за 7 суток».
Проводимая работа уже позволила значительно нарастить грузопотоки. К 2024 году пропускная и провозная способность Транссибирской железнодорожной магистрали в грузовом направлении будет обеспечена на уровне 130 млн т. Развитие портов и сухопутных пограничных переходов в Приморском крае позволит к 2030 году нарастить экспортную грузовую базу до 300 млн т.
— Какую помощь оказывает федеральный центр?
— Помощь ощутимая. Мы, к примеру, пользуемся программой инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), которая позволяет получить финансирование по ставке всего 3% годовых. По ней на сегодня мы привлекли более 9 млрд руб., которые направили на строительство жилья, коммунальной и социальной инфраструктуры. Планируем привлекать ИБК и дальше. Сферы ЖКХ, образования и спорта развиваются как за счет частных инвестиций, так и при помощи механизмов государственно-частного партнерства. В Приморье действует 28 концессионных соглашений на 49 млрд руб., в работе более 50 проектов.
Безусловно, дополнительные плюсы для инвестиционного климата создает ежегодный Восточный экономический форум. Так, в прошлом году на ВЭФ 25 реализуемых в нашем крае инвестпроектов на сумму 256 млрд руб. получили статус приоритетных и соответствующее право на меры поддержки, включая инвестиционный налоговый вычет и предоставление земельных участков без торгов.
Особенно важна федеральная помощь для инфраструктурного строительства. Сейчас у нас реализуется программа ускоренного развития отраслей экономики Приморского края, предусматривающая федеральное финансирование. В нее включены транспортные, стивидорные и экспортоориентированные инвестиционные проекты, а также необходимая инфраструктура. В их числе ввод дороги Владивосток — Находка — порт Восточный, модернизация международных пунктов пропуска и дорог к ним, создание инфраструктуры для строящихся портов.
При этом вложения в соответствующие проекты для государства окупятся с лихвой, если грузы будут идти в полном объеме и без задержки. По итогам прошлого года таможенные сборы в нашем регионе составили в совокупности 1 трлн руб. Благодаря новым проектам к 2030 году они могут увеличиться до 3 трлн руб. в год.
— То есть государство может заработать и снова направить деньги на развитие инфраструктуры?
— В том-то и проблема, что Минтранс или РЖД этих денег не видят. Они поступают в государственную казну, а у Минфина — свои расчеты. Если бы хотя бы часть таможенных и налоговых поступлений от транспортно-логистических предприятий стабильно реинвестировалась в развитие отрасли, к примеру, в те же станции Транссиба, то мы имели бы гораздо более позитивную картину в плане бесперебойных грузоперевозок. Эту идею мы сейчас стараемся донести до правительства страны.
На федеральном уровне также требуется наладить более четкое логистическое взаимодействие в трансграничном сообщении, создать условия для прямых грузопотоков. Я недавно был в Китае, посмотрел, как у них организована логистическая инфраструктура, и могу сказать, что три «ковидных» года для них не прошли даром. Они создали хорошие высокоскоростные дороги, которые подходят к нашей границе, все они вынесены в отдельные огражденные магистрали, пассажирские и грузовые линии разделены, поездам с грузами ничего не мешает двигаться с максимально возможной скоростью без препятствий и остановок. При аналогичном подходе к организации движения доставка грузов от наших дальневосточных портов до европейской части России занимала бы не более семи суток — как сейчас идут скорые пассажирские поезда.
Возможно, нужно более активно перенимать опыт Китая, в том числе приглашая инвесторов из этой страны.
— Инвесторы проявляют интерес к региону?
— Разворот на Восток позволил дать новый импульс отечественным производителям. Инвестиции в Приморье в прошлом году выросли на 13% по отношению к 2021 году, до 328 млрд руб. В край инвестируют более двух тысяч резидентов 23 наших территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ). Более 75 проектов на территориях преференциального режима реализуются компаниями с участием иностранного капитала из КНР, Японии, Сингапура, Южной Кореи, Индии и Вьетнама. В минувшем году действие режима ТОР расширилось на Дальнегорск, Уссурийск, Находку и Арсеньев.
Деньги, которые прежде уходили из страны, теперь работают здесь. Как результат, валовый региональный продукт по итогам 2022 года вырос до 1,5 трлн руб., это плюс 200 млрд к показателю предыдущего года. В 2022 году в крае введено 83 новых предприятия, создано 7,5 тыс. рабочих мест.
— Какие еще точки роста вы видите помимо транспортной инфраструктуры?
— Основа нашего промышленного производства — судостроение. Флагманом выступает завод «Звезда», который выпускает современные нефтеналивные танкеры, газовозы, ледоколы, многофункциональные суда. Однако и другие судостроительные заводы Приморья сегодня модернизируются, начинают создавать суда нового поколения. К примеру, Находкинский судоремонтный завод в рамках программы инвестиционных квот реализует проект по строительству восьми краболовов, три из которых уже спущены на воду.
Еще одна перспективная для региона индустрия — металлургия, что актуально в связи с развитием судостроения. Сейчас в бухте Суходол в рамках ТОР «Большой Камень» — неподалеку от «Звезды» — строится Приморский металлургический завод. Производственная мощность предприятия составит 1,5 млн т металлопродукции в год. Полный ввод в эксплуатацию — в 2025 году.
Также в Находке возводится завод минеральных удобрений, где будет выпускаться метанол — продукция, которая широко используется и востребована на мировом рынке.
Реализуются новые проекты на заводе арсеньевской авиационной компании «Прогресс», который выпускает вертолеты КА-52 и беспилотники. Масштабная модернизация пройдет на приморских предприятиях ОПК, фармацевтической и горнодобывающей промышленности. До 2025 года они полностью освобождены от уплаты налога на имущество. Это позволит сэкономить 1 млрд руб. и направить его на инновацию.
Жилищное строительство — еще одно ключевое направление, которое работает не только на развитие экономики, но и помогает решать острый для нас демографический вопрос. С каждого вложенного в стройку рубля мы получаем 17 копеек налога. В прошлом году мы вышли на 1 млн кв. м, в этом году, думаю, перекроем цифру.
Ну и, конечно, агробизнес. Я практически уверен, что потенциал Приморья в этой сфере позволяет рассчитывать не только на обеспечение сельхозпродукцией жителей региона, но и поставлять ее в соседние регионы и страны, в том числе в Китай.
Активно развивается малое и среднее предпринимательство. Доля сегмента МСП в структуре корпоративного портфеля составляет 27,3%, что значительно больше, чем по РФ в целом (19,2%).
Бизнесу главное — не мешать. Да, его надо поддерживать, привлекать к тем или иным проектам, создавать условия, особенно на первых этапах реализации. Ну, а со всем остальным он разберется сам и сделает все правильно.
— Вы часто упоминаете Китай. Не видите ли вы рисков, связанных с тем, что экономика Приморского края, да и страны в целом, окажется зависимой от Поднебесной?
— Китай — наш ближайший партнер, почти 53% внешнеторгового оборота края идет через эту страну. Риски, связанные с китайской экспансией, сегодня уже неактуальны и взяты под контроль. На работу в рамках квот на иностранную рабочую силу приглашаются в основном высококвалифицированные специалисты в сфере высоких технологий, агропрома, инфраструктурного и жилищного строительства, где у Китая есть богатый опыт. На остальных позициях приоритет отдается местным жителям.
В части соблюдения экологических норм в отношении китайских предпринимателей, в частности сельхозпроизводителей, действуют очень жесткие требования Россельхознадзора.
Товарная зависимость нам тоже не грозит — мы активно развиваем собственную промышленность и сельское хозяйство. А когда к нам приходят иностранные инвесторы, то мы ориентируем их на создание совместных предприятий, со значительной долей приморского бизнеса. Например, среди резидентов ТОР и СПВ более 40 инвестпроектов — с участием китайских инвесторов.
— Туризм может стать драйвером для экономики региона?
— Мы рассчитываем, что в этом году более 3 млн туристов посетит Приморский край. У нас прекрасное географическое положение, есть море, потрясающие видовые панорамы, бухты, острова, морепродукты. И гостеприимство приморцев. Мы развиваем разные форматы туризма — пляжный, этнографический, гастрономический, экологический, медицинский, спортивный. Инфраструктура, построенная для проведения Дальневосточного экономического форума, включает в себя множество современных культурно-развлекательных объектов и досуговых зон для проведения концертов, балетных, оперных, драматических спектаклей.
Для жителей Сибири и Дальнего Востока — это ближайшая возможность отдохнуть на морских пляжах. Средняя температура воды в сезон составляет около 20⁰ C, что, скажем, для сибиряков вполне комфортно. Летом довольно много солнечных дней, пляжный сезон длится примерно с 15 июня до 15 сентября. Но у нас уже есть и круглогодичные рекреационные комплексы — к примеру, «Теплое море», где люди могут отдыхать не только в сезон, но и в течение всего года.
Но, конечно, индустрию гостеприимства нам предстоит еще развивать. Не хватает номерного фонда. Поэтому сейчас Приморский край принимает активное участие в программах Минэкономразвития и корпорации «Туризм.РФ», которые предусматривают стимулирование инвестиций в отечественную туриндустрию, например, в программе по созданию модульных отелей. Могу сказать, что инвесторы поверили в туризм в Приморье. Поверили и туристы, и это служит импульсом для его развития.
К нам едут путешественники не только из России, но и из Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии. С 1 августа правительство России возобновило безвизовый групповой туризм между Россией и КНР, что дает возможность туристам посещать две страны организованными группами, и этот поток будет достаточно большой.
Китайцы, со своей стороны, сейчас очень хорошо подготовились к такому обмену — построили гостиницы, парки отдыха, выставочные площадки, создали бондовые зоны на пограничных пунктах пропуска, где наши туристы могут приобретать продукцию из разных стран.
Сейчас мяч на нашей стороне. Работы по модернизации пунктов пропуска в Краскино, Пограничном и Мартово активно ведет Росгранстрой. Мы очень надеемся, что они будут сданы в следующем году, как запланировано, и начнут полноценно работать после 12-летнего перерыва.