Приморье становится одним из главных инструментов и бенефициаров так называемого «разворота на Восток». Стратегически важная позиция нашего региона делает его форвардом нового курса страны. Конечно, здесь в первую очередь подразумевается сотрудничество с Китаем. О новом уровне взаимодействия с одним из основных партнеров региона мы поговорим с руководителем Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексеем Старичковым.
— Алексей Юрьевич, начнем с самого масштабного и важного, в том числе для Приморья, вопроса: поговорим об объявленном президентом «повороте на Восток». Какая работа сейчас ведется в этом направлении?
— Одно из наиболее важных и одно из наиболее актуальных направлений работы губернатора, правительства Приморского края для всех жителей региона — это развитие наших отношений в сфере экономики, культуры, образования, науки, во всех сферах жизни человеческого общества, развитие отношений с Китаем и с другими странами Северо-Восточной Азии. Китай был традиционно и продолжает оставаться наиболее важным партнером для Приморского края, для Российской Федерации.
Конечно, особенно наше сотрудничество с Китаем становится актуальным и важным, взаимовыгодным в условиях незаконных санкций западных стран против Российской Федерации. В таких условиях Приморский край является наиболее важным регионом (не постесняюсь такой оценки) для нашей страны в развитии международного сотрудничества вообще, и статистика нашей работы уверенно об этом говорит. Ранее губернатор Приморья Олег Николаевич Кожемяко упоминал о том, что внешнеторговый оборот Приморского края с Китаем в прошлом году превысил 7,5 миллиардов долларов. Это едва ли не вполовину больше, чем в предыдущий период. И статистика первых месяцев, первого квартала текущего 2023 года свидетельствует о том, что и прошлогодние цифры будут превышены. Поэтому мы говорим о том, что наше внешнее экономическое сотрудничество с Китаем стремительно увеличивается. Диверсифицируется экспорт Приморского края в эту страну. Стремительно увеличивается номенклатура импортных товаров.
— Какое количество компаний в Приморском крае вовлечено во внешнеэкономическую деятельность?
— В Приморском крае более 3,5 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Это малые и средние предприятия. Это те компании, которые осуществляют импортные, экспортные операции и зарабатывают для себя, для края, платят налоги, таможенные пошлины, величина которых тоже стремительно увеличивается. Это наш общий вклад в экономику страны.
— Какой еще бизнес получает дополнительную выгоду от «разворота на Восток»?
— Действительно, не только торговые отношения важны в этом контексте. Одна из наиболее важных отраслей специализации края — это транспортно-логистической сфера, это транзит грузов по направлению Северо-Восточная Азия, северо-восточный Китай, юго-восточный Китай, другие страны, транзит товаров из Китая в другие регионы России, в центральную и европейскую часть нашей страны. Эти цифры тоже быстро увеличиваются.
— С какими сложностями мы столкнулись в этом направлении?
— По-прежнему серьезным сдерживающим фактором является инфраструктура пунктов пропуска. Тем не менее, даже в этих сложных обстоятельствах государственные контрольные органы вместе с нами смогли, нашли возможность увеличить эффективность своей работы, и транзит грузов за прошлый год через наши погранпереходы увеличился примерно в два раза. Олег Николаевич очень подробно рассказал о том, какую работу ведет Министерство транспорта Российской Федерации. Росграница строит новые погранпереходы вблизи российско-китайской границы, в Краскино, в Пограничном, Марково. Заявлены годы завершения строительства: 2023-2024 годы. Нам известны технические параметры новых пунктов пропуска. Это будет возможность в несколько раз увеличить транзит грузов и, соответственно, увеличить внешнеторговый оборот нашего края.
— В этом году начались взаимные визиты китайских делегаций в Приморье и приморских в Китай. Какие договоренности были достигнуты?
– 8 января было возобновлено пассажирское сообщение с Китаем, и мы получили возможность открыть авиасообщение с этой страной в марте. 26 марта из Владивостока отправился первый рейс в Харбин, потом в Пекин. Члены делегации Приморского края во главе с губернатором, напомню, были пассажирами первого рейса, который вылетел в Харбин. И там, в Харбине, в Пекине прошли переговоры о тех направлениях сотрудничества, о которых я уже упомянул.
— Расскажите, пожалуйста, подробней о работе приморской делегации на Харбинской ярмарке.
– 15 июня большая делегация Приморского края (около 150, а, возможно, даже и больше участников — это бизнесмены, руководители органов исполнительной власти во главе с губернатором) приняла участие в работе 32-й Харбинской ярмарки. На ярмарке были проведены Дни Приморского края — большая презентация региона с рассказом о тех возможностях, которые есть для российско-китайского сотрудничества в этой сфере: инвестиционное сотрудничество, приглашение туристов, торговые отношения. У нас был большой павильон, на котором вся эта деятельность была проведена.
— Какая польза от этого сотрудничества будет простым приморцам, туристам?
— Сейчас осуществляются рейсы из Владивостока в Харбин, в Пекин, идут переговоры о том, чтобы расширить маршрутную сеть нашей авиакомпании «Аврора» в направлении Китая. Есть большой спрос со стороны пассажиров, со стороны бизнесменов и туристов, которые направляются в Китай. Пока еще не возобновлены безвизовые групповые поездки. Два государства на уровне правительств стран ведут, я бы даже сказал, завершают переговоры о возобновлении действия соглашения об этом. Правда, пока преждевременно называть какие-то сроки, но думаю, что это состоится в ближайшее время.