Андрей Петрович, предлагаю начать наше интервью с обсуждения одной из самых «громких» новостей за последний месяц: Владивосток был добавлен Главным таможенным управлением КНР в список портов, через которые можно осуществлять транзит внутренних китайских товаров на юг КНР. Что означает признание Владивостока внутренним портом?
Транспортировка внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР через порты юга Приморского края — это не что иное как международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» (Суйфэньхэ–Владивосток — Восточный) и «Приморье-2» (Хуньчунь — Зарубино).
У Китая нет выхода к Японскому морю. У Владивостока есть. Мы ему предоставляем эту возможность — в южные провинции с северо-востока Китая морским путем перевозить свои грузы. Для нас это хорошее подспорье: грузооборот растет, мы на этом зарабатываем. Сейчас порты, тем более Владивосток, достаточно перегружены, и вы понимаете, что чтобы перевозить свои грузы, Китаю придется сделать нам выгодные коммерческие предложения. И на выгодные мы согласимся.
Потенциал транзита должен составить, по некоторым подсчетам, около 45 млн тонн. Это солидный груз и солидные прибыли.
Насколько это распространенная практика? Есть же такие коридоры и сухопутные?
Есть и сухопутные. У нас это всегда было раньше, когда по Транссибу японские грузы шли в Европу, это было очень давно: лет 20-30 назад. Существовала с порта Восточного японская контейнерная линия, три наших парохода как по расписанию ходили, и по расписанию отгружали дважды в день — в 7 утра и в 19 часов — на поезда прямо в порту Восточном. И они по расписанию скорого поезда шли на европейскую границу, и были там уже через 7 суток.
Все это очень не ново. В 2015 году МТК были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа. В 2016 году концепция их развития была утверждена правительством Российской Федерации. Меморандум о сотрудничестве в данном направлении был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. То есть Китай тоже инвестиционно вкладывается в развитие нашей логистической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и так далее.
До начала пандемии МТК не только функционировали в повседневном рабочем режиме, но и активно развивались. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тыс. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хуньчуня в Зарубино — 3,8 тыс. Все эти годы бюджет России получал доходы от таможенного сопровождения транзита, плату за проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий, новые рабочие места.
Хорошо, тогда почему именно сейчас появилось столько фейков о том, что КНР приняла Владивосток чуть ли не под свою юрисдикцию? Причем об этом писали не только прозападные СМИ, но и некоторые российские?
Поворотный момент, когда проект из «новой точки роста пограничной, железнодорожной и портовой инфраструктуры» превратился в «сдачу суверенитета», произошел тогда, когда некоторым нашим уважаемым «партнерам», которые сами все эти годы активно использовали возможности приморских международных транспортных коридоров, потребовались поводы для раздувания вражды.
К прозападным СМИ у нас вопросов нет. Это их не первая и не последняя попытка поссорить Россию и Китай, посеять зерно сомнения внутри страны. Только ленивый в западной прессе не придумал эту ерунду. Это их просто злит из-за того, что они теряют позиции на нашем рынке. Мы принимаем как данность, что методички для таких публикаций пишутся не в их редакциях, а далеко за океаном, и будем по мере сил разоблачать подобные фейки. Однако некоторые российские издания, которые подхватили эту истерику, могли бы проявить больше профессионализма и знания истории, политической географии своей страны.
Как проходит сегодня в Приморье «разворот на Восток», который объявил президент и поддержал губернатор края? Какие новые возможности появились?
Очевидно, что порты с избытком заместили выбывшие компании и демонстрируют устойчивое развитие. В ноябре из столицы ДФО возобновились международные полеты. Взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, Индией, рядом стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Есть существенные заделы в торгово-экономических контактах с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой (сестра лидера которой прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России»).
По итогам 2022 года валовый региональный продукт Приморья, вдумайтесь в эту цифру, вырос на 15% (прогнозируемый рост в 2023 году — 6%). Рост внешнеторгового оборота составил 22%. В рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 млрд рублей. Именно так выглядит «Курс на Восток».
Практика показала, что, несмотря на внешнее давление, Приморский край не просто живет (или выживает), но активно развивается. Драйвером и залогом для этого выступают стабильные отношения с экономиками Северо— и Юго-Восточной Азии.
Андрей Петрович, а как сегодня складываются отношения с другими, не столь дружественными странами?
Даже те государства региона, которые в силу ряда геополитических и экономических причин под внешним давлением вынуждены делать реверансы в сторону Соединенных Штатов, в повседневных контактах демонстрируют взвешенную позицию, отвечающую взаимным интересам. По сути, во всей Северо-Восточной Азии страна, которая последовательно подключилась к антироссийской линии, оказалась не просто в меньшинстве — в одиночестве. И даже оттуда с уровня муниципалитетов и обычных людей мы регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты.
В связи с «разворотом на Восток» — что ждет Приморье и Владивосток в обозримом будущем?
Минувший год стал поворотным для Приморского края по многим направлениям. Символическим и практическим воплощением этого является обновленная Концепция внешней политики Российской Федерации от марта 2023 года, где региональные приоритеты внешней политики нашей страны прописаны именно в таком порядке. «Ближнее зарубежье», «Арктика», «Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия», «Азиатско-Тихоокеанский регион», «Исламский мир», «Африка», «Латинская Америка и Карибский бассейн», «Европейский регион», «США и другие англосаксонские государства», «Антарктика».
Как вы можете видеть, Европа и США ушли в ней в самый конец списка, а из Азиатско-Тихоокеанского региона был выделен отдельный Евразийский континент, включающий Китай и Индию, который замкнул первую тройку. Более того, документ конкретизировал одну из главных целей кооперации в этом направлении — «укрепление экономической и транспортной взаимосвязанности Евразии, в том числе посредством модернизации и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей». Для Владивостока (да и всего федерального округа) эти акценты в государственном документе значат не просто инвестиции или рабочие места, но концептуальное изменение роли региона в развитии страны.
Вы сейчас говорите о перспективах, которые потребуют колоссальных усилий на всех уровнях?
Никто не занимается шапкозакидательством. Изложенное потребует большой работы, которая уже активно ведется по линии губернатора и аппарата правительства Приморского края, бизнеса и дипломатов. Выстраивается новая внешняя экономика, производственные цепочки, логистика.
Трудные времена рождают сильных людей. Это очевидно для дальневосточников — потомков первопроходцев и переселенцев, чьими отличительными чертами всегда были спокойствие, упрямство, собранность, трезвость ума и четкое видение перспективы.
Справка: Андрей Броварец родился 4 января 1958 г. В 1981 г. окончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского (ДВВИМУ), в 1998 г. — Дипломатическую академию МИД России. Владеет английским и японским языками.
На дипломатической службе с 1993 г. Работал на различных должностях в центральном аппарате МИД России и за рубежом.
С 2004 по 2007 гг. — заместитель представителя, представитель МИД России в г. Владивостоке.
С июля 2012 г. по август 2015 г. и с сентября 2019 г.– руководитель территориального органа — представитель МИД России в г. Владивостоке.
С октября 2022 г. — посол по особым поручениям с возложением обязанностей специального представителя Министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам координации внешнеполитических и международных мероприятий во Владивостоке и других субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО), а также по организации деятельности и руководству территориальным органом МИД России в г. Владивостоке.