Технологические и экономические изменения заставляют компании искать новые способы привлечения персонала и разрабатывать новые HR-стратегии. Работодателям важно не только привлечь молодых сотрудников, но и удержать их на производстве. Об инвестициях в кадровое будущее Дальнего Востока поговорим сегодня. У нас в гостях руководитель направления по работе с учебными заведениями Дальневосточного региона Транспортной группы FESCO Виктор Тихонов.
— Виктор, ситуация на рынке труда по-прежнему остается турбулентной. Дальний Восток не исключение. Как и где вы ищете кадры?
— Коротко: везде. Конечно же, так как мы разговариваем с вами про молодежь, мы занимаемся внешним кадровым резервом. Это молодежь, это образовательные учреждения. Но образовательные учреждения не только те, которые соприкасаются с работодателем, мы работаем и со школами, и с различными детско-юношескими организациями. Ну, понятно, основной приток для нас — это образовательные учреждения — вузы и ссузы не только региона, — хоть, как вы и сказали, мы в основном представлены в Дальневосточном регионе, — мы работаем по всей России.
— Кто ваши основные партнеры, если говорить про вузы?
— Безусловно, так как большая опять же часть производственных активов сосредоточена на Дальнем Востоке, наши основные партнеры — это вузы и ссузы региона. Наш уже традиционный, на протяжении 135 лет, образовательный партнер — это МГУ имени адмирала Невельского, — это поставщик наших морских кадров. Помимо этого, это и ДВФУ, и ВВГУ, и Дальрыбвтуз — это вузы, которые предоставляют нам и экономистов, и айтишников, и логистов, и юристов, которые требуются компании.
— С другими регионами сотрудничаете?
— Конечно, мы работаем от Калининграда до Владивостока, то есть также и моряки, и логисты, и экономисты, активно представлены в Питере, в Москве, в Новосибирске, бываем в Новороссийске, по морской тематике, и, в общем-то, все специальности те же самые, что и на Дальнем Востоке, потому что FESCO имеет множество офисов и представительств по России, нам кадры нужны во всей стране.
— Как именно строится ваша работа с вузами?
— Вы знаете, очень по-разному. Мы и традиционные, скажем так, консервативные методы используем, которые есть: это ярмарки вакансий, дни открытых дверей, и различные встречи с абитуриентами, а во-вторых, мы выбрали для себя путь помощи и содействия в совершенствовании образовательных программ, образовательных учебных планов. Что мы видим сегодня — и многие предприятия, многие бизнесы об этом говорят, — что выпускники после вуза не приспособлены к реалиям бизнеса. А как они будут приспособлены, если мало кто приходит и рассказывает студентам и преподавателям, научно-академическому сообществу, как сегодня работает бизнес?! Мы проводим различные мастер-классы, открытые сессии. Это направление, которое мы активно развиваем.
Ну, и в-третьих, мы очень полюбили интересное направление — это чемпионатно-конкурсное движение, в рамках которого мы до ребят доводим наши бизнес-процессы и производственные задачи. Они их решают, а мы оцениваем, как они с ними справляются, как рассуждают в процессе проработки. Ну, и в обязательном порядке, конечно, по результатам этих чемпионатов, мы даем обратную связь в том числе и образовательным учреждениям, чтобы они корректировали содержание учебных дисциплин или планов и применяли их в своей работе.
— Хочу вернуть вас чуть-чуть назад. Вот вы говорите, что вы приезжаете в вузы, вы рассказываете о компании, но ведь, наверняка, современной молодежи этого недостаточно. Им же нужно увидеть, а еще лучше потрогать профессию. Есть какие-то возможности?
— Абсолютно. Это отличный вопрос, потому что, у ребят загораются глаза, когда в них профессионально инвестируют. То есть, когда им помогают профессионально расти. Те самые бизнес-задачи, рассказы, как работают предприятия, мастер-классы, когда со студентом поработал наставник, к слову наставничество мы активно развиваем внутри компании. И это находит колоссальный отклик среди ребят, которые уже созрели, готовы профессионально расти. И мы именно привлекаем ребят для работы, чтобы они уже начинали создавать ту добавочную стоимость по своей профессии, которой они обучаются.
— Расскажите про ваши конкурсные и чемпионатные движения. Что это такое?
— Это максимально приближенные к деловым и производственным бизнес-вызовам задания, которые ребята решают. Зачастую это задания уже были актуальны буквально полгода назад в компании, и мы хотим посмотреть, как ребята справляются с теми же вызовами, с которыми недавно справлялась компания. Ну, например, у нас была история: перевозка техники из Нью-Дели, в Томск. Техника, которая требует определенного температурного режима, чтобы ее не переморозить, и задача была перед Новым годом, к новогодним распродажам привезти новую партию. Мы рассматривали в своем решении, что это будет рефконтейнер, который сохраняет заданную температуру на всем протяжении пути, а ребята посчитали перегрузку на территории Казахстана. И, знаете, экономически это вышло целесообразнее, чем гонять рефконтейнеры туда-обратно, по крайней мере, в расчетной модели. Для моряков у нас вообще сугубо практичная задача — внезапная авария, обесточивание судна, судно теряет ход, судно в этот момент находится в районе активного судоходства, и ребята должны командно решить задачу, как не пострадать, не нанести урон сопутствующим судам, не выйти из фарватера, не сесть на мель, быстро вернуть ход судну и продолжить производственную задачу.
— В декабре прошлого года FESCO и МГУ им. Невельского открыли на площадке вуза коворкинг-пространство. Что это такое? Для чего?
— Ребятам надо встречаться, где-то общаться, готовиться, к каким-нибудь коллоквиумам или творческим задачам. Мы сделали такое пространство внутри вуза, то есть в прошлом это был читальный зал, но в веяниях времени он уже утратил свою актуальность, и мы соответственно придали ему некое второе дыхание. Классный, на мой взгляд, функционал этого пространства — это то, что и мы, и другие какие-то образовательные сообщества, проводим там открытые лекции. В рамках реконструкции этого пространства создали там медиазону, в которой можно показывать фильмы, какие-то интерактивы проводить, конференции — подключать коллег с других регионов. Это очень активное живое пространство, в котором на мой взгляд, вуз и студенты очень нуждались.
— Мы с вами поговорили про отдельные инструменты, а если собрать их все в такую цепочку HR, как она выглядит: как вы привлекаете молодых людей, как они потом выстраивают карьерный трек в FESCO?
— Крайне важна профориентация. Мы в силу возможностей, ходим в школы и во Владивостоке, и в Новосибирске, и в различные детско-юношеские формальные и неформальные организации, рассказываем, как и о компании так и об отрасли, и тем более, рассказываем о нашем регионе, о том, что он развивается, о том, что он будет расти, и мы видим большой, колоссальный потенциал. Не надо смотреть на запад, надо смотреть на возможности своего профессионального развития здесь. Крайне важно на начальном этапе дать правильные ориентиры и рассказать вообще про все возможности. Здесь важна, конечно, синергия с вузами, с ссузами, чтобы сразу как бы передавать, ребят — вот эта сфера здесь хорошо преподается, эта сфера здесь.
Дальше, конечно же, работа со студентами. Рассказываем про наши карьерные возможности, как в отдельных функциональных сферах, так и в целом в компании. Дальше со студентами мы идем по направлению конкурсных отборов, мы выбираем ребят, приглашаем к себе, и здесь начинается ключевой элемент — стажировка и наставничество.
В рамках наших образовательных партнерских проектов, — те же чемпионаты, те же мастер-классы, — мы стараемся на них привлекать в том числе и преподавателей, чтобы они погружались в то, как мы сегодня работаем.
Для региона, конечно же, мы просто стремимся популяризировать и отрасль и рассказывать про то, что здесь будет и транспортно-логический кластер, и про планы Росатома — здесь развивать энергетическую сферу, которая за собой повлечет, скорее всего, и производственный кластер. На На наш взгляд, это тоже крайне важно. Ну и да, мы приходим с этими доводами и с этими рассказами ко всем будущим специалистам, вплоть до школьников, чтобы они строили свой жизненный и карьерный путь.
— Турбулентность рынка труда FESCO вообще не пугает, судя по всему.
— Вы знаете, это будет звучать очень, может быть, самонадеянно, и вот давайте постучим по дереву, — не пугает, потому что сегодня у нас количество желающих прийти к нам молодых специалистов сильно больше, чем количество наших вакантных мест и наставников.