Цифровая трансформация бизнеса на Дальнем Востоке наиболее активно охватывает отрасли логистики, промышленности, добычи полезных ископаемых, топливно-энергетического комплекса, туризма и сферы гостеприимства. Эксперты подчеркивают, что эффективность внедрения современных технологий всегда зависит от четкого понимания того, для каких целей нужен этот процесс. Однако долгосрочную стратегию цифрового развития применяет меньше трети российских компаний.
Тренд на «цифру»
На сегодня в России лишь 29% компаний имеют утвержденную стратегию цифровизации. И если в сегменте крупного бизнеса их доля составляет 48%, то среди средних компаний – уже 27%, а в малых и микропредприятиях – всего 23% и 12% соответственно. Цифровизация в той или иной форме существует и применяется в подавляющем большинстве организаций, независимо от их размера, проникая в ежедневные деловые процессы. Так, отдельные проекты из цифровой сферы реализуются в 43% крупных компаниях, в 58% средних, в 50% малых и в 46% организаций, относящихся к микробизнесу. Такие данные привели эксперты на посвященном данной теме заседании международного бизнес-клуба «Диалоги» во Владивостоке.
«Понимание того, что необходимо внедрять цифровые инструменты, есть у всех. Если смотреть на стратегии и реализацию, то подход у крупного, малого и среднего бизнеса совершенно разный. Важным фактором, влияющим на цифровизацию, является государство – нацпроекты, постановления, регуляторика рынков и другие функции. Логично, что в крупном бизнесе почти 50% занимаются стратегической цифровизацией. Но "ситуативная" цифровизация существует у всех. У среднего и малого бизнеса, микробизнеса есть потребность сократить избыточные бизнес-процессы, оптимизировать точки взаимодействия, где не нужен человек», – рассказала директор департамента продаж и обслуживания среднего и малого бизнеса макрорегиона Дальний Восток ПАО «Ростелеком» Светлана Кантамирова.
Запрос на расширение цифровизации бизнеса подтверждают различные профильные организации. Аналитики российского разработчика программного обеспечения и микроэлектроники Usergate подсчитали, что за 2024 год в РФ компании различных отраслей потратили на эти цели 4,88 трлн руб., по итогам 2025-го инвестиции в цифровизацию предприятий могут достигнуть 6,1 трлн руб. В целом расходы на IT растут ежегодно на 27–28% по стране.
В IT-холдинге «Т1» привели собственные подсчеты по итогу 2024 года: общие расходы на цифровизацию более 261 тыс. российских компаний оценили в 5,24 трлн руб. По затратам на первое место условного рейтинга вышел финансовый сектор (1,2 трлн руб.), на второе – транспортно-логистический комплекс (276 млрд руб.), а третье заняли российские нефтегазовые компании с объемом капитальных вложений 135 млрд руб. Примечательно, что в нефтегазовом секторе инвестиции в IT выросли в 2,5 раза за год.
В целом по стране банки стали одними из самых цифровизованных структур. Конечно же, в числе лидеров находятся и сами IT-компании. При этом на Дальнем Востоке, по данным «Ростелекома», наибольшее «погружение в цифру» наблюдается в таких отраслях, как логистика (порты, погранпереходы, ТЛЦ), промышленность (пищевая и химическая, судостроение, авиастроение), добыча полезных ископаемых, топливно-энергетический комплекс, туризм и сфера гостеприимства. Сама компания, например, предлагает комплексное решение «Цифровой отель», которое автоматизирует и оптимизирует различные бизнес-процессы в сфере гостеприимства.
Отельеры Приморского края подтверждают потребность в новых решениях для автоматизации бизнеса и повышение качества управления. Представители этой сферы бизнеса выражают интерес к продуктам, позволяющим создать единое окно для управления гостиничными услугами в безопасном контуре.
«К цифровизации мы, к сожалению, приступили достаточно поздно – активно начали внедрять с конца прошлого года. С мая 2024 года мы приступили к интенсивной экспансии – более чем в два раза расширили свой номерной фонд. Разумеется, масштабирование бизнеса и увеличение финансовых потоков подтолкнуло к тому, чтобы этими показателями управлять эффективнее. В головах сотрудников все не удержать – необходима автоматизация процессов. <...> Дальнейшее направление по цифровизации – однозначно интересны продукты в сфере «цифрового отеля». Важно аналитическим образом обрабатывать базы данных наших постоянных клиентов – это ключевой момент. Например, чтобы вовремя поздравить нашего гостя с днем рождения и предложить ему какую-либо дисконтную программу», – пояснил заместитель генерального директора группы отелей Marine Wave Сергей Масюткин.
Причины, препятствия, примеры
На Дальнем Востоке одна из основных причин цифровизации бизнеса напрямую взаимосвязана с главным препятствием на пути этого процесса – имеется в виду нехватка квалифицированных кадров и дефицит человеческого ресурса в целом. С начала 90-х годов совокупная убыль населения в регионах ДФО превысила 2,5 млн человек. Только за 2024 год, по предварительным данным, макрорегион лишился 12,8 тыс. жителей. В результате находить работников все труднее – как для предприятий IT, так и для компаний, которые вынуждены оцифровывать свои бизнес-процессы.
«Сейчас искусственный интеллект дает советы руководителям точек продаж для принятия некоторых управленческих решений. Например, если в крабовом завертоне попался кусочек панциря и клиент дал обратную связь, то персонал получит рекомендацию проверить сырье. С помощью цифровизации и автоматизации мы умудряемся очень маленьким штатом обрабатывать огромное количество отзывов по всей сети. То есть мы минимизируем влияние человеческого фактора и повышаем автоматизацию. Говоря о сокращении штата, нужно подчеркнуть: это происходит не потому, что мы хотим увольнять кого-либо, а потому, что людей в принципе не хватает. Соответственно мы должны уметь работать эффективнее», – рассказал IT-директор ООО «Кофе Машина» Сергей Немцев.
Одновременно и осложняют работу в отрасли, и подстегивают цифровизацию бизнеса такие факторы, как новые требования законодательства, необходимость импортозамещения и защиты от учащающихся кибератак. В целом по России цифровые стратегии развития в 2025 году направлены на интеграцию облачных вычислений, искусственного интеллекта, аналитику больших данных и оптимизацию внутренних процессов – например, улучшение взаимодействия с клиентами при помощи языковых моделей ИИ.
Хотя ИИ оказался на слуху широкого потребителя только в последние годы, на самом деле языковые модели применяются уже больше 20 лет. Представители «Ростелекома» поделились своим опытом искусственного интеллекта в сфере продаж: он позволяет анализировать поведение клиентов и прогнозировать спрос, проводить look-a-like моделирование (поиск новых клиентов на основе данных уже существующей аудитории), контролировать качество работы менеджеров. Например, за время использования модуля речевой аналитики для контроля менеджеров в компании отметили улучшение взаимодействия с клиентами по конкретному и очень важному показателю – росту продаж.
«Сейчас мы отрабатываем порядка 3,5 тыс. диалогов при помощи ИИ – это 260 рабочих часов сотрудников. В ручном режиме такие объемы реализовать невозможно. Такой объем данных требует автоматизации», – подчеркнула в ходе презентации Светлана Кантамирова.
Бизнес в облаках
Одним из важных направлений цифровизации компаний Дальнего Востока становится переход в облачные сервисы. Директор по продажам Центра региональных продаж сегмента B2B «Турбо облако» Кирилл Ковалев пояснил, что все больше предпринимателей ДФО начинает доверять облакам. Хотя макрорегион в этом отношении отстает от запада России и мировых трендов.
Мировой рынок облаков по итогам 2024 года оценили в $0,8 трлн, а к концу 2028-го ему предсказывают рост до $1,6 трлн. Российский рынок, по оценкам экспертов, за тот же период должен совершить скачок с 322 млрд до 807 млрд руб. – то есть будет расти более активными темпами, чем мировой. Почему предприниматели в ДФО с осторожностью относятся к облачным сервисам? Самые популярные среди расхожих аргументов:
- у нас нет ценной информации, которую нужно хранить в безопасности;
- уже имеется свой сервер для хранения (или собираемся купить) – он обходится дешевле.
Первый аргумент не выдерживает критики, если учитывать, что хакеры часто бьют по малым компаниям. Доступ к данным крупной госкорпорации злоумышленники потенциально могут получить через контрагентов с уязвимой информационной инфраструктурой. А второй довод имеет «вес» только при грамотном расчете затрат на собственное оборудование – важно учитывать полные затраты на весь цикл жизни IT-оборудования и инфраструктуры.
«Многие предприниматели уже начали пользоваться в своей работе "нейронками", или искусственным интеллектом. Приведу простой пример: запрос к поисковику в сети интернет потребляет примерно 0,3 Вт электроэнергии, а запрос к ChatGPT – в 10 раз больше. К чему это ведет? Зачастую мы не видим косвенные затраты на оборудование. Часто в IT-подразделениях говорят: «Мы посчитали, и железо выходит дешевле». А вы посчитали, сколько, например, электричества оно потребляет?» – отмечает Кирилл Ковалев.
К достоинствам облачной инфраструктуры можно отнести гибкость, масштабируемость (не придется закупать новое оборудование или отключать старое, если поменялись задачи), базовая информационная безопасность. Есть и недостатки: услуги дата-центров стоят недешево, но предлагают за эти деньги стабильную работу в любых условиях и отказоустойчивость (даже при отключении электричества, офисы не всегда имеют резервное и дополнительное энергообеспечение), кроме того для специфических запросов может не хватать функционала. Ключевой вывод, которые делают многие участники рынка: не стоит использовать «облака ради облаков», но при наличии соответствующих IT-потребностей важно здраво оценивать все плюсы и минусы.
В целом это правило становится ключевым при формировании цифровой зрелости любой компании. При интеграции тех или иных современных технологий нужно задавать вопрос: «Для чего?» На сегодня цифровизация российского бизнеса во многом хаотична. Эту тенденцию отражают другие представленные «Ростелекомом» цифры: почти половина (45%) российских компаний планируют использовать технологии искусственного интеллекта в перспективе 2–3 лет, но в то же время две трети организаций не ожидают роста своих затрат на цифровизацию за тот же период. Такая статистика подсказывает: многие до сих пор рассматривают интеграцию IT, ИИ, цифровизацию и т.д. лишь как дань моде, не погружаясь в процесс всерьез. Однако если потребность в трансформации бизнеса назрела изнутри, то цифровизация становится не опцией или очередным объектом для инвестиций, а необходимостью.
Напомним, что одним из публичных примеров миграции в облако крупной организации в Приморском крае стал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Как ранее писал РБК Приморье, вуз столкнулся с необходимостью модернизировать свою IT-инфраструктуру: повысить ее отказоустойчивость, упростить масштабирование и обеспечить стабильную работу образовательных и бизнес-сервисов в периоды пиковых нагрузок. В результате было принято решение полностью перенести ключевые информационные системы в публичное облако – полный «переезд» занял всего 15 дней.