За последние годы Дальний Восток столкнулся с серьезным оттоком населения. С 1991 по 2023 год регион потерял около 3 млн человек. В Амурской области в том числе наблюдается такая же устойчивая тенденция. Так, с 2014 по 2024 год убыль населения составила 60 тысяч человек. Количество субъектов предпринимательства в регионе за последние 10 лет сократилось с 35 до 28 тысяч, то есть на 20%. Эту тревожную тенденцию РБК Приморье обсудил с председателем Амурского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», доцентом кафедры китаеведения факультета международных отношений Амурского государственного университета Борисом Белобородовым.
— Борис Леонидович, куда и почему уезжают из Амурской области, чем обусловлен такой отток населения?
— Тенденция такова, что из Амурской области уезжают по двум причинам: непростой климат, который предпочитают менять на комфортные условия Краснодара, Ставрополя, Ростовской области, и малая плотность экономической структуры и культурных институций. По этой причине амурчане, конечно, стремятся в Москву и Санкт-Петербург.
Есть и те, кому нравится жить и работать в регионе. Как я, например: родился и вырос в Подмосковье, получил образование в Москве, но в итоге стал дальневосточником и никуда уезжать не собираюсь.
— Переезжая, многие увозят с собой и свой бизнес…
— Конечно, это связано. Бизнес — это продажи, а продажи, разумеется, будут идти лучше там, где выше плотность населения, где развита логистика. Однако законы миграции бизнеса сложнее, чем миграция населения. На Дальнем Востоке очень часто предпринимателям становится «тесно», тогда они переезжают в регион покрупнее.
Это не плохо, это логичный этап развития. Хуже другое — из региона уезжает молодежь. А это те, кто могли бы создавать и развивать новые ниши и новые рынки.
— Помогает ли власть бизнесу Амурской области?
— Зрелому бизнесу поддержка не нужна, не зря многие предприниматели часто говорят «не надо нам помогать, просто не мешайте». А вот начинающему предпринимателю нужна как финансовая поддержка в виде кредитов и субсидий, так и нефинансовая — образовательные мероприятия, консультации.
Более того, ряд инструментов господдержки, конечно, следовало бы расширить. Сейчас государство озаботилось этой проблемой, но мы сталкиваемся с тем, что организациям инфраструктуры поддержки легче работать с теми, с кем уже налажен контакт, в результате поддержку получают одни и те же, а большинство предпринимателей остается за бортом.
Такой формальный подход приводит к красивым отчетам, но меньшей пользе. Сейчас в области господдержкой охвачено мизерное количество субъектов МСП. Господдержку нужно вернуть к тем формам и содержанию, как было вначале: без фанфар и пафоса, не для галочки. Определять, кому нужна господдержка и какая, должен сам бизнес, например, через деловые объединения.
Надо отдать должное амурским властям, губернатору Василию Александровичу Орлову, депутатам Законодательного Собрания — наш запрос услышан, и со следующего года будет введен специальный налоговый режим — автоматизированная УСН, что снизит документационную нагрузку на бизнес. И это реальная поддержка.
— Ближайший зарубежный сосед области — Китай. Может ли он способствовать развитию экономики региона?
— Амурской области повезло с соседом. Китайская экономика развивается быстрыми темпами, у нас под боком вырос огромный рынок сбыта. А нам есть что им предложить: экологически чистые товары, продукция деревообработки и многое другое. Откровенно говоря, Китай — это Клондайк для предпринимателей, ведь основой любого бизнеса являются потребители, а население КНР составляет 1,4 млрд человек. Правда, тут опять встает вопрос поддержки от государства: в обучении специфике работы с Китаем, что уже сейчас делает «Опора России», и в субсидировании логистики в большем объеме.
Китайцы сами по себе многому могут научить наш бизнес, например, деловой хватке, умению направить все в практическую плоскость. Известен кейс, когда китайский предприниматель наладил производство джинсов в России, чтобы продавать их у себя на родине. И это отличный пример взаимовыгодного сотрудничества. Если ориентироваться на возможности соседа, использовать его экономику и его знания, не расслабляться, учиться новому, не бояться временных неудач — то и у дальневосточного бизнеса все получится!