От первого лица , Приморский край ,  
0 

Хасанский округ в центре внимания

Фото: Пресс-служба правительства Приморского края
Фото: Пресс-служба правительства Приморского края
Вера Щербина о планах развития муниципалитета, который должен выдержать все усиливающиеся туристические и грузопотоки

Приморье впервые откроет собственную панельную сессию на Восточном экономическом форуме, и обсуждать на ней будут перспективы развития Хасанского округ. Об этом в интервью РБК Приморье рассказала первый вице-губернатор — председатель правительства Приморского края Вера Щербина.

— Здравствуйте, Вера Георгиевна. Я знаю, что вы ездили в провинцию Ляонин. Она хоть и не имеет прямой границы с Приморским краем, но является одним из трех ключевых партнеров нашего региона. Скажите, каких результатов удалось добиться за эти пять дней?

— Добрый день. Действительно, у нас была насыщенная поездка. В ней участвовали не только органы власти Приморского края, участвовало бизнес-сообщество. Если подводить итоги, то, конечно же, были встречи на самом высоком уровне провинции. У нас была встреча с секретарем партийного комитета Коммунистической партии Китая в провинции Ляонин Хао Пэном.

Мы с ним познакомились здесь, в городе Владивостоке, когда они приезжали к нам с делегацией. Сейчас диалог был продолжен. Я хочу сказать, что провинция Ляонин очень заинтересована в сотрудничестве с Приморским краем. Достаточно отметить, что первый секретарь по нашему запросу организовал нам встречу с бизнес-сообществом провинции Ляонин для обсуждения вопросов взаимовыгодного сотрудничества.

Если о достижениях говорить, то подписано несколько соглашений. Одно из них — запускается третий рейс в неделю авиационного сообщения Владивосток — Далянь. Оно очень востребовано, мы сами заметили это — самолеты полные: туристы как российские летят в Китай, так и китайские летят к нам, и бизнес-сообщество, мест свободных нет. Подписали соглашение о поставке нашей продукции в Китай на 20 млн юаней. Это, как вы знаете, экологически чистая продукция, продукты питания, и они очень востребованы в Китайской Народной Республике.

Но, на самом деле, конечно же, мы обсуждали и другие вопросы, крупномасштабные. Мы предложили создать какие-то совместные производства у нас в Российской Федерации, которые не будут уже подвержены санкциям. Китайские инвесторы интересовались условиями их создания.

И мы с ними обсуждали, например, проект в области судостроения — по судовым двигателям, чтобы собирать вот эти блоки судов здесь, на территории Приморского края. Конечно, это совместные предприятия и по автомобилестроению, и по другим направлениям. Мы договорились о том, что мы сформируем сейчас перечень конкретных предложений, которые уже будем детально рассматривать заинтересованными сторонами.

— Это будет происходить в рамках международной ТОР предполагаемой?

— Совершенно верно. Сейчас законопроект, который вы упомянули, принят в первом чтении. Он предусматривает новые льготные налоговые режимы. Объем капиталовложений в МТОР — не менее 500 млн руб. Предполагаются льготы по возмещению процентной ставки по кредитам до 100% от ставки рефинансирования, субсидии на создание инфраструктуры и иные льготы. Это даст возможность с привлечением федеральных средств обеспечить развитие транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Уже создана автономная некоммерческая организация на федеральном уровне именно по транспортным коридорам.

Мы ждем этот закон, и китайские бизнесмены наблюдают за тем, что происходит сейчас. Я думаю, что те преференции, которые будут в рамках совместного международного сотрудничества, они привлекут инвесторов.

— Как мы сейчас торгуем с Ляонином? Торговля идет по морю или по суше через Хасан и транзитом?

— Она идет по морю — в основном через Хасан. И вы знаете, какие у нас там проблемы, какие заторы. И вот как раз те транспортные коридоры, которые я упомянула, они и будут способствовать ликвидации этих административных барьеров. Я думаю, что мы сейчас начнем активно работать с федеральными органами власти по этой международной ТОР.

И в конце года должно должен быть сдан новый пограничный переход в Хасанском округе. Этот переход предполагает, что увеличится пропускная способность до 750 транспортных единиц. Сейчас — 150.

Это как раз то направление: грузы идут в сторону Китая и в нашу российскую сторону. Конечно, там много вопросов, и мы с бизнес-сообществом как раз обсуждали возможность привлечения инвесторов для реализации этого проекта — создания инфраструктуры на нашей территории. Это вызвало большой интерес. Сейчас будем готовить им предложения — скорее всего, в рамках инвестиционных бюджетных кредитов, которые нам предоставляются на 15 лет.

Вот китайские партнеры заинтересованы в таком сотрудничестве «вдолгую». И, естественно, это будут дорогостоящие, но необходимые для реализации проекты и новые программы.

— Переход подразумевает под собой новые дороги и достаточно мощное усиление трафика в ту сторону. Как у нас с этим? Есть договоренности, есть понимание, на чьи плечи ляжет эта нагрузка?

— Однозначно это нагрузка затратная, и одними ресурсами Приморского края ее «вытянуть» невозможно. Я только что упомянула федеральный закон — он как раз принимается для того, чтобы на уровне государства создать систему, предусматривается федеральное финансирование.

Но там, где наши дороги и инфраструктура региональная, мы, конечно же, уже в бюджет закладываем — если говорить о Хасанском округе, 1 млрд 300 тыс. руб. у нас в бюджете уже заложено своих собственных ресурсов. С 1 июля мы приступили к формированию бюджета следующей трехлетки. И мы сейчас будем рассматривать в том числе и предложения китайских инвесторов, чтобы их совместно реализовывать в следующей бюджетной трехлетке.

Я думаю, что и дальневосточную концессию, которую мы успешно используем — это финансовые ресурсы Минвостокразвития, — мы тоже будем привлекать.

— Хасанский округ — это очень перспективная территория. Огромные площади, достаточное, в общем-то, количество населения, в отличие от наших северных регионов. Но мы можем констатировать, что здесь есть явная нехватка генерирующих мощностей. Потому что рекреационный потенциал большой, логистический потенциал большой, возможно, какое-то строительство совместных предприятий — все это потребует электроэнергии. Как мы будем действовать здесь?

— Вы абсолютно правы. И тот мировой курорт, который по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина уже начал реализовываться — у нас общий объем инвестиций 30 млрд руб., — в 2031 году уже под ключ все этапы строительства курорта будут сданы. Естественно, для этого тоже нужна инфраструктура. И мы, наверное, только подступаем к решению этой проблемы.

Проблема дорогостоящая. Даже на первый взгляд, мои коллеги посчитали, нужно сейчас 18 млрд руб. Это и электроэнергия, которую вы упомянули, это и связь, это и очистные сооружения, это и дороги. Вот сейчас мы этим будем активно заниматься. Какую-то часть мы найдем в нашем бюджете, а также начнем работать с федеральными органами власти по привлечению федеральных средств.

— Если продолжить немного тему генерирующих мощностей, это будут в перспективе какие-то «перетоки» с севера в Хасанский округ? Или, как я помню, была достаточно интересная, перспективная идея с ПАТЭС?

— Сейчас мы рассматриваем разные варианты. Есть еще у нас предложения, проработанные до конца по привлечению Росатома — по плавучим атомным электростанциям. Я вам хочу сказать, что идет диалог, но очень много нюансов: глубины и все остальное, инфраструктура, опять же, от моря. Этот вопрос сейчас требует серьезного обоснования.

Но мы не исключаем и линии электропередач. И надо понимать, что это продолжительная линия также дорогостоящая. Однако по-другому мы никак не разовьем Хасанский округ. Поэтому мы однозначно будем сейчас принимать какие-то управленческие решения, и инфраструктуру там будем создавать.

— Есть ли какие-то планы по созданию детского лагеря в пресловутом Хасанском округе? Все-таки самый лучший для отдыха регион Приморья, и это напрашивается само по себе. Может, с привлечением тех же иностранных инвесторов?

— Этот вопрос активно обсуждается. Есть земля наша краевая — очень привлекательная. Я думаю, что там однозначно будет какой-то туристический объект, который предусматривается именно для детей. Сейчас мы ищем инвестора.

Пока у нас инвестора нет такого, который бы уже зашел и вел с нами переговоры. Но, опять же, учитывая то, что скоро будет принят новый закон, который я упомянула, я думаю, что найдется инвестор, и мы создадим центр отдыха детей международного уровня в Хасанском округе.

— Вера Георгиевна, вы заявляли, что во время Восточного экономического форума Приморский край впервые проведет свою собственную панельную сессию. То есть это мероприятие станет важной частью деловой программы — мы принимающий регион. Скажите, почему принято такое решение и какие темы мы планируем поднимать?

— Во-первых, Восточный экономический форум — это мероприятие не регионального, а международного значения. Оно организовывается не Приморским краем, а Росконгрессом. На ВЭФ мы сами просто участники и гости, как и другие субъекты Российской Федерации

Мы в этом году впервые решили провести свою панельную сессию, которая будет только по нашей повестке, по приморской. И, конечно же, мы выбрали Хасанский округ, о котором с вами сейчас так много говорили. Для чего мы это сделали? Во-первых, хотим привлечь и модераторов, и участников этой сессии, и гостей из федеральных органов власти, и экспертов федерального уровня, и управленцев, и инвесторов, заинтересованных в инвестировании в Хасанский округ. Мы хотим как раз этот вопрос обсудить для того, чтобы как инвесторов привлечь извне, так и федеральные ресурсы для реализации такого дорогого проекта. Но его нужно делать — до 2030 или до 2035 года, — однозначно всю эту дорогую инфраструктуру нужно создавать, и тогда уже и более мелкие инвесторы сами придут. А туристы к нам уже едут из разных регионов страны.

Практика Туризм у моря и в горах
Скачать Содержание
Закрыть