Инновации , Приморский край ,  
0 

Приморский край станет хабом международной торговли России

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье
Ответ на внешнеполитические вызовы вынуждает обустраивать регион необходимой инфраструктурой

Резкий рост нагрузки на транспортные пути Приморья демонстрирует переориентацию российского внешнеторгового оборота на восток. По данным краевого Министерства экономического развития, экспорт за первый квартал 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 22,6%, импорт — на 24,2%.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Данные Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) подтверждают: в мае 2023 года погружено более 2 млн тонн различных грузов, что на 25,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В течение периода январь–май 2023 года погружено порядка 10 млн тонн различных грузов (+26,4%). Рост от 11 до 25% ДВЖД фиксирует по всем стратегическим грузам, по ряду позиций — кратно, как машин, станков и двигателей (от 1,3 до 1,8 раза), а по зерну отмечен троекратный рост.

Из-за того, что западные направления заблокированы экономическими санкциями, значение Приморья как транзитного региона приобретает стратегическое значение для всей России.

Это подтверждают на самом высоком уровне. В ходе мартовской встречи глав двух государств – КНР, Си Цзиньпина, и Российской Федерации, Владимира Путина — транспортной инфраструктуре Приморского края было уделено особое внимание. Руководители стран сошлись во мнении, что трансграничная инфраструктура региона должна стать важной транспортной артерией, соединяющей Россию и Китай. В частности, много надежд возложено на экспорт продукции через приморские порты в страны АТР и, в частности, в КНР, а китайских товаров — в Россию и транзитом через российскую территорию — в западном направлении. Кроме наращивания двухстороннего товарооборота, также появляется возможность потеснить на евразийском рынке поставщиков сельхозпродукции из Канады. В среде аналитиков результаты этих решений уже назвали «джокером, меняющим игру».

«То, что мы сейчас наблюдаем — глубочайшая перестройка нашей внутренней структуры экономики, транспортных потоков, логистических цепочек и всех возможных хозяйственных связей; переориентация на Азию — Индию, Китай, Вьетнам. Южная Корея, кстати, тоже в какой-то мере присоединилась ко многим заявлениям, но экономический интерес возьмет свое, и они будут с нами сотрудничать. Это, в свою очередь, будет перестраивать всю нашу экономику, и она станет более гармонизированной и менее однобокой. Страна будет меньше зависеть от отдельных групп влияния в мире», — объяснил в беседе с корреспондентом РБК Приморье глава комитета Государственной думы России по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Новые условия накладывают на регион новые требования. В первую очередь нужно обеспечить все необходимые для перевалки постоянно нарастающего объема грузов условия. Об этом еще в начале года в ходе выступлений в Совете Федерации говорил Олег Кожемяко. А в начале июня он, отчитываясь перед депутатами Законодательного собрания Приморья об итогах работы краевого правительства в 2022 году, провозгласил регион главными воротами страны на Дальнем Востоке.

«В 2022 году мы ощутили масштабный поворот на восток. Бизнес воспринял это позитивно, приняв ряд инвестиционных решений, и в крае полным ходом идет строительство и проектирование портов Суходол, Вера, Аврора, Коулстар. Создается крупнейший в стране транспортно-логистический центр сухой порт «Артем». В итоге к сегодняшнему грузообороту в 150 миллионов тон мы ежегодно будем прибавлять по 20 миллионов тонн, что позволит удвоить мощности портов в Приморье к 2030 году до 300 миллионов тонн ежегодно, — сообщил губернатор Приморья.

Перед федеральными и региональными властями встает серия сложных, но требующих срочного решения задач. Во-первых, развитие автотранспортной инфраструктуры от границы к портам, в том числе достройка дороги Владивосток — Находка — порт Восточный. 14 июня 2023 года введена в эксплуатацию ее первая очередь. Движение запущено по 4-полосной автотрассе с восемью мостовыми переходами, тремя путепроводами и эстакадой. Средняя скорость прохождения по участку — 110 км/ч. Она соединяет приграничные переходы с «Восточным портом», дает возможность проезжать транзитному транспорту и повышает объем грузоперевозок. Дорога, кроме того, разгружает проезд в направлении популярных рекреационных зон Шкотовского района Приморья, куда в летний сезон съезжаются сотни тысяч жителей и гостей региона.

Во-вторых — масштабное расширение Восточного полигона железной дороги. В-третьих, создание современной инфраструктуры в пунктах пропуска на российско-китайской границе.

«Крайне важно синхронизировать работу по модернизации подъездов к границе с реконструкцией самих пунктов пропуска. Сегодня мы видим положительную работу Росгранстроя, однако рискуем столкнуться с тем, что на границе будут современные погранпереходы, но подъехать к ним будет невозможно», — обратил внимание губернатор Приморского края.

Финансовые затраты только на развитие сети автомобильных дорог — порядка 23 миллиардов рублей — для региона слишком велики, поэтому Олег Кожемяко предложил либо передать модернизируемые дороги в федеральную собственность и финансировать работы за счет бюджета, либо направить средства целевым образом.

«Одно из важнейших и наиболее актуальных направлений деятельности губернатора и правительства Приморского края — развитие отношений с Китаем и странами северо-восточной Азии. Оно становится особенно актуальным в условиях незаконных санкций в отношении наших стран со стороны Запада. В этих условиях Приморский край становится, не постесняюсь, важнейшим регионом России для развития международного сотрудничества вообще. Внешнеторговый оборот Приморья с Китаем превысил 7,5 миллиарда долларов — едва ли не вполовину больше, чем в предыдущий период. Статистика 2023 года показывает, что эти цифры будут превышены. Развитие стремительно увеличивается», — рассказал РБК Приморье руководитель Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.

О том, что серьезные шаги к развитию экономических связей нужно было делать давно, говорит и ведущий экономист Приморского края, научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев.

«Отношения между Приморьем и КНР могут развиваться в нескольких направлениях — таких как судостроение, сотрудничество в области освоения космоса, и в этой сфере, что скрывать, китайцы намереваются сами обойти нас далеко. Очевидно, что китайцы преуспели в развитии скоростных видов железнодорожного транспорта. А России сегодня позарез нужна реконструкция Транссиба и БАМа, с увеличением скорости поездов на 70-80%. Самое время, когда можно здесь наращивать все, что связано с модернизацией», — подчеркнул Авдеев.

Экономист указал на важное преимущество региона: протяженная, более 1000 километров, граница с китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. Обеспечение транзита грузов и товаров по этим направлениям, совершенствование транспортной и организационной инфраструктуры, таможенного законодательства и увеличения скорости грузопотока становится ответственностью всего Приморского края.

Валовый региональный продукт Приморья по итогам 2022 года вырос на 15% при прогнозировавшемся росте в 2023 году — 6%. Рост внешнеторгового оборота составил более 22%. В рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития иностранный бизнес продолжил реализацию инвестиционных программ на сумму около 115 миллиардов рублей.

«Край посетили три миллиона туристов, что всего лишь на миллион меньше рекордного 2019 года, когда все границы были открыты. Именно так выглядит «курс на Восток», — рассказал РБК Приморье руководитель Представительства Министерства иностранных дел России во Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец.

Олег Кожемяко в своем отчете отметил, что в проекты необходимо вложить колоссальные средства, но, по мнению губернатора, инвестиции окупятся. Один из способов вернуть вложения — таможенные сборы, которые государство получает с территории региона в размере более чем 750 миллиардов рублей в год. При росте товарного обмена со странами АТР правительство Приморья ожидает роста таможенных платежей к 2030-му году до 3 триллионов рублей в год.

Другая амбициозная цель — превратить Приморский край в туристический хаб. Благодаря приложенным стараниям в пандемийные годы число туристов, посетивших Приморье, достигло трех миллионов уже в 2022 году. В 2023-м ожидается до пяти миллионов, что превысит показатели свободного от всяческих ограничений 2019-го. Сказался эффект «освоения» дальневосточных земель отечественным туристом. Как показала практика, Приморье готово принимать гостей по высшему разряду. Дали эффект и многолетние усилия по созданию туристической инфраструктуры, и снова сыграло географическое положение. После отмены карантинных ограничений возобновилось международное сообщение как из России, так и в обратном направлении. Такие мероприятия, как молодежные спортивные игры, превращают регион в туристическую достопримечательность на карте всего Дальнего Востока.

Мэр Владивостока Константин Шестаков считает, что благодаря туризму можно развить потенциал города: сделать его комфортным для проживания и дальнейшего развития.

«В ближайшее время прямые рейсы могут открыться в Чанчунь, Харбин и Тяньцзинь. Также необходим безвизовый групповой въезд — в этом мы заинтересованы все. Министерства иностранных дел двух стран работают над этим вопросом, и я искренне надеюсь, что он решится быстро», — рассказал РБК Приморье глава краевой столицы.

По поручению президента России Владимира Путина в регионе будет создан круглогодичный морской курорт федерального уровня в Хасанском округе. Губернатор Олег Кожемяко пообещал представить проект в ходе Восточного экономического форума уже этой осенью.

Содержание
Закрыть