Решения , Приморский край ,  
0 

От балерин до квадрокоптеров: три дня с полпредом в Приморье

Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
В зоне особого внимания – оборонный комплекс, транспорт, логистика, кадровый вопрос, культурные объекты и развитие дальневосточной столицы

Судьбы Дальнего Востока на этой неделе решались в Приморье. С трехдневным визитом в край приехал полномочный представитель президента в макрорегионе. За это время вице-премьер успел посетить с инспекцией предприятия «оборонки», важные объекты строительства, а также провел множество совещаний, в том числе посвященных перспективам развития Приморья и отдельно Владивостокской агломерации.

Вклад в российские показатели

Визит Юрия Трутнева в столицу Приморья случился почти сразу после двухдневного подведения итогов работы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. По словам полпреда, несмотря на все внешнеполитические факторы, по многим отраслям макрорегион за последние десять месяцев демонстрирует показатели, в некоторых случаях даже кратно опережающие общероссийские. Это одиннадцатипроцентный рост производства сельхозпродукции, более чем девятипроцентная прибавка инвестиций в основной капитал. Объем ввода жилья на Дальнем Востоке за неполный год вырос на 27%, также превысив показатели по стране в целом почти в 2 раза.

«Приморье и Дальний Восток внесли достаточно большой вклад в общие показатели по Дальнему Востоку, за 2022 год вложено 85 млрд рублей инвестиций, введено 83 новых предприятия, создано 7,5 тысяч рабочих мест», — отметил Юрий Трутнев.

Несмотря на внешние вызовы, региональная экономика сохранила свою устойчивость и показала высокий потенциал для развития — подчеркнул губернатор Приморья Олег Кожемяко.

«У нас хорошая динамика в сельском хозяйстве, мы впервые за всю историю Приморья намолотили 1 миллион сто тысяч тонн зерна и сои, а в самый лучший советский период это было 600 тысяч. Также очень хорошая динамика в транспорте и логистике, это естественно, 133 процента. 117 у нас показывает строительство, 111 — внутренний туризм, 146 процентов — инвестиции. Есть небольшие снижения по индексу промышленного производства, они касаются приостановки линий на заводе «Мазда-Соллерс», но в этом году мы видим объемы крупных предприятий, увеличение гособоронзаказа и перезапуск в августе этой линии, «Мазда-Соллерс», поэтому данный показатель по индексу промышленного производства на готовую продукцию, я думаю, мы выровняем даже с плюсом», — сказал глава региона.

Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

Транспорт и логистика

Властям приходится уделять самое пристальное внимание транспорту и логистике на Дальнем Востоке. За последний год грузопоток в России резко свернул на восток — в сторону доступных рынков сбыта. Новые грузы стали конкурировать с углем за инфраструктуру Восточного полигона РЖД. При этом дальневосточные порты под завязку забиты контейнерами с импортом для отправки на запад.

По словам коммерческого директора АО «Далькомхолод» Максима Пономарева, грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна за 2022 год достиг 227,8 млн тонн, прибавив 1,5% относительно 2021 года.

«Основная задача российской логистики на ближайший год — обеспечить бесперебойное поступление импорта через порты Дальнего Востока и его доставку в западные регионы страны. Основной сложностью здесь являются инфраструктурные ограничения. И если портовая инфраструктура развивается стремительно, то сухопутная не дотягивает то той динамики, которую набрали строители портов. И в первую очередь это относится к железнодорожному транспорту, доля которого в перевозках на дальние расстояния составляет более 90%», — считает Максим Пономарев.

Реализация мероприятий по увеличению вывоза контейнеров курируется Минтрансом России, но ключевым здесь стало решение ОАО «РЖД» о вывозе контейнеров в полувагонах, которое утвердил Президент РФ — добавил эксперт.

По его словам, это позволяет сгладить дисбалансы, повысить эффективность использования вагонов и инфраструктуры и уже позволила увеличить отправку контейнерных поездов до 4 каждые сутки, а также решить вопрос с загрузкой порожних вагонов в обратном направлении после выгрузки угля в дальневосточных портах.

«Конечно, все еще остаются сложности взаимодействия всех участников в организации перевозок контейнеров полувагонами. Я считаю, что для эффективной обработки и доставки импортных грузов до потребителя необходимы дополнительные мероприятия. Одно из основных — это открытие специальных железнодорожных станций или узлов в регионе формирования угольного грузопотока для перегрузки контейнеров на платформы и дальнейшей транспортировки. Увеличилась нагрузка на всех участников процесса, в том числе, и таможенные органы. Необходима корреляция, в том числе, штатной численности; большая автоматизация процесса, чтобы добиться главной цели — обеспечить всех желающих участников экспортно-импортных операций провозными мощностями железной дороги», — отметил Максим Пономарев.

Видео: РБК Приморье (с исп. материалов пресс-служб полпреда президента в ДФО и правительства Приморского края)

Оборонный комплекс

Отдельного внимания Юрия Трутнева заслужили предприятия оборонно-промышленного комплекса, акционерные общества «Дальприбор» и «Изумруд», которые разрабатывают и производят различное оборудование и технику для нужд армии и флота. Вице-премьеру продемонстрировали малогабаритную систему управления штатным стрелковым оружием калибров 5,45 — 12,7 по борьбе с малогабаритными БПЛА, бесколлекторный шаговый двигатель для крупных беспилотных летательных аппаратов, пламегаситель на стрелковое оружие, универсальную систему для сброса, монтируемую на квадрокоптеры, и другие аппараты.

Кадры решают

Но любое производство — это в первую очередь кадры, специалисты, тему подготовки которых для предприятий оборонного профиля Трутнев обсудил с ректором ДВФУ Борисом Коробцом.

«Без четкого понимания портрета выпускника, тех людей, которые сейчас нужны промышленности, работа университета невозможна. Поэтому наш вектор будет на плотное сотрудничество с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, чтобы самые востребованные специальности были представлены в университете. Именно так: преподаватели школы приходят в вузы, создаются специальные профильные классы. Например, в такой компании, как РусГидро, профильные классы начинают работать со второго класса общеобразовательной школы. Ребята четко понимают, что они должны изучать и кем они будут в будущем. Это понятная, нормальная, планомерная работа заказчика, университета и ребят, которые должны понимать, чем они в будущем будут заниматься», — отметил Борис Коробец.

Центр притяжения культуры

Развивающейся столице Приморья нужны специалисты не только технического профиля. Уже в сентябре первых студентов примет культурно-образовательный комплекс на Русском. Новый кампус на острове фактически достроен. Почти готовый образовательный центр на 550 мест, учебные корпуса для юных артистов, интернаты для учащихся филиалов Центральной музыкальной школы и Московской государственной академии хореографии заслужили высокую оценку полпреда.

«Я абсолютно уверен в том, что это создаст новые условия для жизни, в том числе, во Владивостоке. Во-первых, симбиоз училища и театра, это я вам могу сказать как уроженец города Перми, он создает другое качество театра. То есть когда у театра есть училище, а у училища есть театр, куда выходят ребята, — это совсем по-другому все работает. Это действительно становится центром культуры», — сказал Юрий Трутнев.

Фото: пресс-служба полномочного представителя президента в ДФО
Фото: пресс-служба полномочного представителя президента в ДФО

Место будущей работы выпускников — огромный комплекс, который строится во Владивостоке на Орлиной сопке. Кроме театрально-сценической, здесь будет и внушительная музейная часть, причем с филиалами Третьяковки и Эрмитажа. До завершения строительства еще далеко, но столичные музеи уже обозначают свое присутствие на другом конце страны. По словам главного специалиста филиала Третьяковской галереи во Владивостоке Ольги Зотовой, до того момента, как откроется большой музейный комплекс на сопке Орлиное гнездо, весной 2023 года в столице Приморья на Алеутской, 15 в здании FESCO запустится общественное пространство Государственной Третьяковской галереи.

«Что такое общественное пространство? Это мастер-классы для разных возрастов — для детей с родителями, старшего возраста, для молодежи, которые сегодня разрабатываются сотрудниками. Программы разнообразны, насыщенны и очень интересны. Это книжная гостиная, которая будет работать в том формате, в котором она работает на Крымском валу в Третьяковской галерее в Москве: возможность полистать книги, почитать, обсудить те издания, которые подготовлены сотрудниками Третьяковской галереи. Это возможность посмотреть интересное кино: специально в общественном пространстве создается зона трехъярусного кинотеатра, где будет демонстрироваться, в том числе, видеоарт из коллекции Третьяковки. Это большая лекторская программа, в которой будут заняты сотрудники Третьяковской галереи. Специалисты дадут возможность проникнуть в тайны коллекции, рассказать об отдельных, наиболее значительных произведениях многотысячного собрания Третьяковской галереи», — рассказала Ольга Зотова.

Владивосток будущего

Вечером третьего дня мэр Владивостока Константин Шестаков представил Юрию Трутневу усовершенствованный мастер-план Владивостока, однако проект уже в третий раз был отправлен на доработку. В частности, критике полпреда подверглась уже реализуемая в столице Приморья программа создания платных парковочных пространств.

«То есть мы не услышали, сколько сегодня среди рабочего дня на улицах Владивостока стоит машин. Куда мы их собираемся, извиняюсь, деть? Не ответив на этот вопрос, мы ничего не сделаем. Как было, так и будет. Далее — окупаемость. Потому что мы же будем говорить о десятках, если, извините, только десятках миллиардов инвестиций, и совершенно очевидно, мы должны найти ответ на вопросы: «А когда они окупятся?», «Что они дадут экономике Владивостока?», — сказал Юрий Трутнев.

Дорогостоящих проектов в плане действительно много. Один из самых масштабных — перенос нефтебазы за пределы города. На освободившемся немаленьком участке планируют возвести своеобразный Владивосток-сити — современный деловой центр, уменьшив нагрузку на центр исторический. Также здесь будет построена дорога-дублер для одного из самых загруженных проспектов столицы Приморья

«Безусловно, легкого решения по выносу нефтебазы на сегодняшний день нет, но мы ведем эти переговоры, сейчас сама компания ведет расчет компенсации, как они это видят, для возможного переезда. Пока это такие существенные суммы. В крайний раз предварительный расчет был чуть более ста миллиардов рублей. Мы понимаем, что мы только в начале пути, это точно не выход из этой ситуации, поэтому просим дополнительную проработку по этому вопросу», — уточнил на совещании глава Владивостока Константин Шестаков.

Обновленный и дополненный мастер-план должен быть представлен уже в марте, Владивосток и так отстает от других городов, но, несмотря на это, участники встречи оптимизма не потеряли:

«Это, может быть, не столь плохо и не столь страшно, потому что мы сейчас заканчивали совещание тем, что мастер-план развития Владивостока должен быть лучшим. Лучшим, потому что я действительно считаю, что это очень хороший и замечательный город. Это столица Дальнего Востока. Поэтому его нужно сделать таким, чтобы ответить на все вопросы, которые у жителей есть. Чтобы снять неудобства, чтобы создать Дальний Восток будущего. Владивосток будущего», — подвел итоги полпред президента.

Инновации Приморский край станет хабом международной торговли России
Содержание
Закрыть