Второй год подряд работу «Модного альянса креативных индустрий» (М.А.К.И. Приморья) по поддержке креативных индустрии признали лучшей в стране. По результатам премии «Мой бизнес», где рассмотрели заявки 32 лучших региональных практик по поддержке предпринимателей и самозанятых. Руководитель проекта Наталья Карпова в интервью рассказала, как три года работает проект и благодаря каким мерам поддержки бизнеса развиваются приморские дизайнеры и предприятия легкой промышленности.
- Наталья Евгеньевна, скажите как в чем секрет успеха и какие новые меры поддержки получали предприниматели модной индустрии в этом году?
- Такая высокая оценка – показатель дружной и слаженной работы команды Правительства Приморского края и Модного альянса креативных индустрий. Наш проект стал лучшим в России в сфере развития модной отрасли.
Комплексный подход, который мы разработали при поддержке Правительства Приморского края, позволяет дизайнеру, начинающему производителю одежды или аксессуаров вырасти – например, из самозанятого в предпринимателя, а швейным производствам или дизайнерам с опытом усилить мощности или открыть новое направление. Мы объединяем модное сообщество в «Чате альянса», где уже более 1000 участников могут поделиться своим мнением, найти партнера или просто спросить совета
В 2024 году проект провел первую бизнес-миссию предпринимателей из сферы легкой промышленности в Китай, а также получатели господдержки представили свои товары и услуги на международных выставках: Collection Premiere Moscow (CPM), Московская неделя моды, «CJF – детская мода» и выставке-платформе для предприятий легкой промышленности BEE-together. Более 130 предпринимателей прошли и обучение в акселераторе, более 50 представителей модного бизнеса прошли обучение у экспертов РЭУ Плеханова и получили удостоверения о повышении квалификации гособразца.
Работа в этом направлении продолжится в Приморье и дальше. Впереди нас ждет выполнение новых и амбициозных задач.
- Можете сказать количественные показатели роста бизнеса данного направления?
- За три года работы благодаря господдержке открылось более 300 новых предприятий, 70% компаний добавили новые продукты в ассортимент и также предприятия увеличили выручку на 82%. Всего в индустрии в Приморье сейчас работают более 628 компаний (без учета торговых).
В прошлом году также фиксировались высокие показатели. По итогам 2023 года 47 участников проекта увеличили выручку на 50%, в сравнении с 2022 годом и 12 – увеличили выручку в два раза. Одна компания показала выручку в размере 100 млн руб.
Серьезные показатели роста модной сферы креативной индустрии связаны с разработкой и запуском поэтапной системы господдержки на базе проекта. В нее входит не только грантовая поддержка производителей, но и образовательные мероприятия, а также презентация продукции участников проекта на международных площадках, что также дает возможность приморским брендам получать новые контракты и расширять географию своего присутствия.
- Предприниматели креативной индустрии также получают финансовую поддержку от минэкономразвития. Скажите, на какие цели она направляется?
Да, более чем за три года грантовой поддержки для производителей одежды ей воспользовались 55 предпринимателей. Благодаря этому смогли закупить новое оборудование для швейных цехов, ткань и фурнитуру для создания коллекций, а также провести цифровизацию своей базы, приобретая новое программное обеспечение.
В 2024 году получателями грантов стали 20 модных брендов. Предприниматели представили проекты в сфере дизайнерской верхней одежды, а также для активного отдыха и туризма, повседневной одежды для всей семьи, молодежной и спортивной одежды. Заявки поступили как от бизнеса из Владивостока, так и из Артёма, Находки, Дальнегорска, Чугуевского, Шкотовского, Пограничного и Надеждинского районов.
Средства грантов целевые и предприниматели направляют их на закупку тканей и фурнитуры, обновление оборудования, программного обеспечения, необходимого для конструирования моделей, и на аренду помещения.
Господдержка для молодых брендов важна. Так, например, основатель бренда одежды для городской жизни и активного отдыха «След в след» Ольга Распопина разработала первые несколько моделей и подала заявку на грант и получила поддержку от краевого минэкономразвития на разработки, тестовые отшивы и создание первых партий.
Сейчас бренд успешно отшивается на производствах в Приморье и реализует свою продукцию в магазинах города: It's my shop, DNK также планируют сотрудничество и коллаборации с локальными проектами в сфере отдыха и туризма, а также хотели бы представить свою продукцию в спортивных магазинах и в будущем размещаться в торговых точках заповедников. В этом году дизайнер планирует доработать интернет-магазин и расширять свою ассортиментную линейку, для последнего активно работать с заповедниками края.
- Есть и налоговые льготы, как уникальная мера поддержки в стране для модного бизнеса. Кто на нее может рассчитывать?
- Для дизайнеров правительство Приморского края разработало налоговые льготы по упрощенный системе налогообложения в размере 1%. Дизайнеры, предприятия легкой промышленности и мастера по ремонту одежды могут снизить налоговую нагрузку, если работают на упрощенной системе налогообложения и имеют ОКВЭДы «14», «74.1», «95.29.1».
- Вы делали срезы о том, насколько обновилось оборудование на предприятиях легкой промышленности благодаря господдержке?
- Да, конечно. По итогам исследования по выявлению потенциала компаний модной индустрии и предприятий легкой промышленности Приморского края на региональном и федеральном рынках, которое провели Русская ассоциация участников фешен-индустрии (РАФИ) и PROfashion, 53 фабрики внедрили новые технологические процессы, 83 фабрики имеют дизайнеров и разрабатывают свои коллекции, около 100 фабрик обновили оборудование либо закупили новые полуавтоматизированные и автоматизированные станки.
Важно отметить, что только одним обновлением оборудования не заканчивается – это только начало для роста. Например, дизайнер Валерия Журавлева получила в грант от краевого минэкономразвития в 2022 году и смогла обновить часть оборудования цеха и закупить сырье. Это помогло создать нужный объем перед открытием первой точки продаж. Сейчас в Приморье работает уже три точки продаж бренда. Первый магазин открыли на базе своего швейного цеха, второй – в международном аэропорту Владивостока и третий – в крупном торговом центре «Калина Молл».
Гранты, конкурсы и обучение в образовательных проектах от центра «Мой бизнес» помогает предприятиям легкой промышленности обновлять оборудование и вводить элементы «бережливого производства», тем самым повышая производительность труда и увеличение объемов выпускаемой продукции.
- Скажите, как будет развиваться поддержка креативных индустрий в Приморье?
- Сейчас в регионе внедряют региональный стандарт развития креативных индустрий, разработанный Агентством стратегических инициатив. Одним из этапов является создание в Приморье региональной опорной организации развития креативных индустрий и утверждение стратегического документа.
Приморье уже стало лидером среди регионов Дальнего Востока и вошло в ТОП-10 по числу внедренных шагов регионального стандарта среди всех субъектов России.
Реклама. Рекламодатель: «Модный альянс креативных индустрий» (подразделение центра «Мой бизнес» Приморья).
18+
ERID: 2SDnjevjzm9