Отдых в домиках у моря становится все более популярным у россиян. По данным одного из крупнейших сервисов по поиску и бронированию объектов размещения, спрос на глэмпинги в этом году вырос на 35%. Насколько они востребованы в Приморье, рассказала директор «Джугди глэмпинг» Дарина Замошина.
— Дарина, ваш проект довольно молодой, но уже, наверное, можно оценить результаты: насколько оправдались ожидания?
— Тот формат, с которым мы зашли на рынок — формат глэмпинга, на тот момент, в 2022 году, был еще новым для Приморского края (хотя мы не единственный проект). Это как раз то, чего не хватало рынку — комфортабельных мест размещения, но при этом в единении с природой. То есть это не просто база отдыха за забором, у тебя есть ощущение, что ты находишься на побережье, есть простор для взгляда, и ты можешь гулять, отдыхать в красивом месте с хорошим сервисом. Это как раз тот формат, которого не хватало всем нам, особенно после пандемийных ограничений, когда многие не могли выехать за границу, но хотели получить такой же сервис, как за границей. В этой нише можно было работать и тогда, и сейчас. Здесь еще поле непаханое.
— Как вы место выбирали?
— Нам нужен был очень большой кусок земли, чтобы рядом не было соседей.
— То есть у вас сразу грандиозные планы были?
— Тут нет цели все застроить. Это все-таки не городская история, где в какой-то момент появится гостиничный комплекс, многоэтажный отель. Нет, нам как раз нужна была большая природная территория, которая не была бы испорчена антропогенно, где не было бы мелких баз, которые портят вид, где можно было бы сделать эко пространство. Это был, наверное, самый решающий фактор. Хасанский район исторически является зоной интереса: это одна из самых классных туристических территорий, на которой меньше всего качественных средств размещения. Туристический поток огромный, но при этом найти хороший отель, который был бы классифицирован хотя бы под 2-3 звезды — задача со звездочкой.
— Кто ваши клиенты?
— Люди, как я, как вы. Люди, которые хотят хороший сервис, адекватную стоимость, которые видели, что есть за рубежом, у которых есть опыт в том числе и экстремального или активного отдыха. Это люди, которым важно не просто приехать в какую-то локацию и чилить у бассейна. Им важно, чтобы для них отдых был наполнен различными впечатлениями. Им можно создать сценарий путешествия так, чтобы они могли поехать с семьей, с детьми на какую-то экскурсию, рядом были места для прогулок, чтобы обязательно был хороший сервис с едой, какие-то классные фишки, например, теплые бассейны или теплый чан, чтобы пребывание было комфортным. То есть это люди, которые уже имеют хороший достаток, могут позволить себе отдых за рубежом, но сейчас готовы все эти деньги оставить внутри страны, внутри региона.
— Это люди какого возраста? Это не молодежь, не студенты, это молодые семьи с детьми?
— Да. Мы, наверное, не совсем молодежная площадка, потому что у нас жесткий режим тишины с 22 часов. И за это нас выбирают — за то, что ты можешь после 22 часов слушать море и все. За это заплачено. Пожалуйста, слушайте, смотрите на звезды, наблюдайте, как красиво вокруг. Поэтому да, семьи с детьми в первую очередь. Причем, это та клиентура, на которую мы изначально не рассчитывали. Мы думали, что к нам приедут ребята 30+, которые очень активно работают в течение года, а потом хотят сбежать на короткий промежуток времени или в полноценный отпуск, а может быть, совместить отдых с удаленной работой. Так происходит на западе нашей страны, но у нас картинка совсем другая. Возможно, у нас просто меньше людей, кто хочет работать на удаленке. В итоге к нам приезжают семьи с детьми, причем мы видим, как эти дети растут, потому что эти семьи приезжают уже третий год. Кроме того, к нам приезжают активные путешественники более старшего возраста — категория 50+, причем эта категория, наверное, даже более активна. Они стали приезжать большими компаниями, брать с собой друзей. Часто они приезжают без внуков, чтобы провести время взрослой компанией. Это очень здорово.
— Если у вас режим тишины после 22 часов, значит, бардовские песни у костра никто не поет?
— Поют, но в рамках организованных туров, которые мы организуем вместе с партнерами. У них есть время, когда они собираются на костровище, поют песни. Но мы просим, чтобы это был спокойный репертуар, и все-таки есть ограничения по времени, чтобы остальным гостям было комфортно.
— Раньше у меня было представление, что глэмпинг — это улучшенная версия палаточного лагеря. Но, судя по вашему рассказу, это не совсем та история.
— Запросы наших клиентов все-таки больше, чем просто очень комфортный палаточный лагерь. Мы делаем больше сервисов, и фактически получается отель: обязательно должны быть коммуникации, горячий душ, туалет внутри модуля, сопутствующая инфраструктура — освещение территории, пускай даже минимальное, чтобы не закрывать звезды, но все-таки оно должно быть. Обязательно должны быть точки питания, причем хорошего уровня, как в городе, чтобы гости могли отдыхать, а не заботиться о своем быте.
— Кстати, как вы инфраструктуру создавали? Вы ведь, по сути, вы оторваны от цивилизации.
— В чистом поле можно сделать очень много, если очень сильно захотеть. Действительно, есть определенные сложности и ограничения для проекта, который строится на автономных сетях, то это — автономное водоснабжение, водоотведение. Из центральных сетей у нас только электричество. С этим нам очень повезло, потому что у Хасанского района при всех его возможностях есть очень четкие сетевые ограничения, в том числе по мощностям, что для больших инвестпроектов становится препятствием для реализации. У нас проект небольшой, нам текущих мощностей хватило для того, чтобы получить техпресс и запуститься. Но обязательно нужно предусматривать резервное питание и генераторы, потому что, как показывает опыт, можно и пять, и семь дней находиться на генераторах, потому что случаются аварии. Это может произойти и не в супергорячий сезон, а, например, весной, когда еще холодно, и чтобы все работало, никто не замерз, все были накормлены — и сотрудники, и гости, приходится использовать генераторы. Сети — это важнейшая задача.
— Насколько затратным оказалось создание инфраструктуры глэмпинга? И какая статья расходов оказалась самой большой? Наверное, это не домики сами по себе.
— Нет, это точно не модули. Сейчас в сети активно обсуждают эту тему: вложите 3 млн, постройте глэмпинг, и вы окупите его за 3 года. Так не работает, если вы делаете полноценный бизнес. За эти деньги можно купить только сам модуль, но все сопутствующее сюда не входит. Самое существенное, наверное, 70% затрат — это создание сетевой инфраструктуры, водоснабжение, водоотведение и так далее. Кроме того, у нас большой участок, поэтому нам нужны были дороги по территории, подъезды. Это самое существенное.
— То есть подъезды к глэмпингу вы тоже сами делаете?
— У нас есть так называемая наезженная дорога. Сейчас мы вместе с администрацией пытаемся превратить ее в настоящую дорогу, хотя бы по документам, для того, чтобы со временем ее можно было содержать не только силами собственников баз отдыха, которые находятся вдоль нее, а чтобы в этом участвовала и администрация, чтобы у нее были для этого законные основания. А вообще да: чтобы к тебе приехала большая фура, которая везет матрасы, кровати, оснащение, нужна дорога, по которой она может проехать. И либо ты завозишь все зимой, пока еще грунты твердые, либо нужно предусматривать организацию проезда.
— У вас круглогодичный курорт или загрузка все-таки сезонная, летняя?
— Мы все раньше открываемся и все позже закрываемся, но пока не получилось уйти в круглогодичное историю, пока в этом нет рентабельности, к сожалению. Мы в первый год запускались поздно — в июле и работали до конца октября, и для первого года осень у нас была совсем низкая, провальная. При этом мы видели, что гость может ехать, и наша задача на второй сезон открыться раньше и посмотреть, что нужно доработать, чтобы гость весной приезжал, и чтобы разрыв между сезоном и не сезоном был как можно меньше. В этом году мы решили, что «несезона» не существует, это — отговорки. Всегда можно что-то предложить гостю, просто важно понимать, что ему нужно. Допустим, в этом году мы открылись первыми в нашей части бухты Алеут и собрали всех гостей. У нас с середины апреля загрузка была как на майских праздниках. Оказывается, все засиделись за зиму дома, так что мы открылись с полной загрузкой. Мы стали больше рассказывать о том, что у нас можно делать в несезон, допустим, весна — это отличное время для того, чтобы ехать в мотопрохваты на тот же остров Краббе. Это великолепное, красивое место, но летом остров практически недоступен, потому что там нет дорог, и после дождей он становится совершенно непроезжий, а весной, когда сухо, как раз идеальный сезон, чтобы эту территорию исследовать. Мы сработали на групповых программах: запускаем собственные и активно работаем с партнерами, делаем ретрит-туры. Например, у нас есть регулярный шаманский ретрит, с которым мы второй год открываем сезон, и тем самым делаем свою загрузку. Уже сейчас у нас активно бронируют октябрь, хотя, казалось бы, самое время отдыхать и думать о лете.
— Что вы думаете о создании нового курорта у вас по соседству: в бухте Алеут на 150 га будет большой комплекс круглогодичный. Это станет плюсом для вашего бизнеса или это — конкурент?
— Мы настолько разные по масштабу, что не можем быть конкурентами. Это однозначно плюс для всей территории, потому что курорт — это не просто какой-то отель, это, в принципе, состояние территории. То есть, в моем понимании, он будет начинаться с преображения самого Зарубино, населенного пункта, к которому мы все так или иначе привязаны. А это значит, что там появятся дороги, там должна появиться классная социальная инфраструктура, в том числе медицинская, что важно и для местных жителей, и для туристов. Конечно, это существенный плюс, иначе вдохнуть жизнь в такие населенные пункты, наверное, невозможно.
— А вы не боитесь, что пострадает заповедная уникальная природа? Многие как раз говорят: слава богу, что урбанизация и индустриализация туда не дошли. Ну, а теперь там большая стройка затевается…
— Во-первых, стройка будет не на заповедной территории. Давайте все-таки разделять. У нас есть территории, которые принадлежат «Земле леопарда», морскому биосферному заповеднику, а есть бухта Алеут, где ведем деятельность мы и остальные базы отдыха. Во-вторых, все боятся большой урбанизации, но давайте посмотрим на побережье, заполненное маленькими базами отдыха, которые не вкладываются в территорию. Это неконтролируемые стоки, ужасное состояние прибрежной полосы, какая-то дико некрасивая, некомфортная застройка, отсутствие дорог. Это не претензии к базам, а просто описание того, как это выглядит. И еще это сезонность бизнеса, а такие проекты, как наш, как будет у соседей, помогут создать трафик туристов, которые будут сюда ехать не только с июля по сентябрь, а весь год.