Решение , Приморский край ,  
0 

Оброк для иномарок: как утильсбор повлиял на авторынок Владивостока

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье
В каких случаях подержанный автомобиль может обойтись покупателю дороже нового, и как этого избежать, рассказали эксперты

1 апреля вступили в силу новые правила ввоза автомобилей в Россию через страны ЕАЭС. Теперь порядок расчета платежей одинаков для всех участников Таможенного союза. Это значит, что сэкономить на утильсборе в Киргизии больше не получится. Как эти изменения повлияли на автобизнес региона, РБК Приморье рассказали эксперты.

Видео: РБК Приморье

По словам первого заместителя начальника Владивостокской таможни Константина Пономарева, автомобильный рынок в целом живет активно. Если в августе прошлого года, после повышения утилизационного сбора, наблюдался спад, то сейчас объемы ввоза иномарок растут.

«За март 2024 года мы оформили 21 тыс. транспортных средств только на физических лиц. По сути, мы вышли на показатели прошлого года, которые были до введения всех этих ограничивающих факторов. Можно сказать, что на текущий момент сектор ввоза транспортных средств на физических лиц отошел от шока и адаптировался к новым реалиям. Что касается структуры ввозимых автомобилей, то в целом она прежняя — это Япония, Корея. Автомобили из Китая — это единичные случаи, основная их часть доставляется через сухопутные пункты пропуска, либо ввозятся новые, китайских автомобилей б/у по-прежнему немного. <…> больше стало приходить малолитражных автомобилей с объемом 1,2-1,6 л. И примечательно, что из Японии, не сказать, что массово, но все же увеличилась доля европейских марок — праворульных BMW, Audi, Volkswagen, Volvo», — рассказал представитель Владивостокской таможни.

Он добавил, что сейчас при ввозе иномарок для личного пользования расходы физлиц складываются из совокупного таможенного платежа и утилизационного сбора, который рассчитывается с учетом года выпуска автомобиля и объема двигателя.

«До 3 л различия с коммерческим ввозом существенные, потому что там ставки унифицированы. На новые автомобили для физлиц — 3,4 тыс. руб. и 5,2 тыс. — на автомобили старше 3 лет. А вот если объем двигателя больше 3 л, то ставки выравниваются, разницы по утилизационному сбору уже нет. Для примера, утилизационный сбор для юридического лица на автомобиль с объемом 2,5 л будет доходить до 800 тыс. руб.», — пояснил Пономарев.

Как отметил операционный директор компании по продаже автомобилей «Япония Транзит» Дмитрий Савченко, после увеличения утилизационного сбора в августе прошлого года, некоторое время покупатели были в замешательстве, но затем все приспособились.

«Спрос потребителя стал выше в виду отсутствия альтернативы, так как поднятие утилизационного сбора лишило возможности заниматься перепродажей автомобилей всем известный Зеленый угол. Многие, наверное, знают, что его сейчас расформировывают, и альтернативы для потребителей нет, кроме как брать автомобили под заказ. Поэтому, наверное, для бизнеса это даже определенный плюс», — поделился представитель приморского автобизнеса.

Дело в том, что к автомобилям, ввезенным для личного пользования, применяется льготная ставка утильсбора. Но она аннулируется, если в течение первого года владения вы решите продать машину: разницу между льготным и коммерческим утильсбором придется доплатить. И вот здесь недобросовестные продавцы могут нажиться на доверчивых покупателях. По словам представителя Владивостокской таможни, нередко иномарки ввозятся на подставное лицо, а после сделки новый обладатель автомобиля узнает о том, что должен сотни тысяч рублей государству. С начала года Владивостокская таможня уже возбудила 16 административных дел по фактам нарушения порядка декларирования иномарок.

«Если покупателя не предупредили, выяснив такой факт перепродажи, мы придем к человеку, на которого оформлено транспортное средство изначально, то есть - на декларанта, и выставим доначисления, потому что обязанность по уплате утилизационного сбора лежит именно на декларанте. Но в зависимости от того, будет ли он готов доплатить или нет, мы будем принимать меры взыскания утилизационного сбора вплоть до наложения ареста на транспортное средство или ограничений на регистрационные действия. То есть, с одной стороны, на новом покупателе нет обязанности по доплате утилизационного сбора, но он столкнется с ситуацией, когда пользоваться автомобилем ему будет нельзя. И он вынужден будет либо вынуть из своего кармана этот утилизационный сбор и доплатить, либо прийти к продавцу и как-то с ним этот вопрос решать», — озвучил алгоритм действий Константин Пономарев.

Доплата утильсбора по коммерческой ставке может составлять от 300 до 800 тыс. руб., уточнил представитель таможни. Что касается стоимости подержанных автомобилей во Владивостоке, она, по словам представителей автобизнеса, приближается к 2 млн руб.

«Вообще средний чек вырос за последние 3 года. Замеры 2023-го года показывали, что средний чек клиента в нашей компании — 1,2 млн руб., а сейчас он в среднем составляет 1,9 млн. По поводу спроса: больше стали задавать вопросы по китайским автомобилям. Это естественно, потому что от этого уже никуда не деться, это факт», — поделился данными заместитель руководителя компании «СЕВЕР ДВ» Марк Савельев.

Эксперты отмечают, что действующие ставки утилизационного сбора не сдерживают китайскую экспансию. КНР продолжает наводнять российский рынок новыми моделями, а вот локализовывать у нас производство не торопится. Решение предложил глава АвтоВАЗа Максим Соколов — к 2025 году поднять утильсбор до 660 тыс. руб., а к 2029 году довести его до 1 млн руб. Представитель Владивостокской таможни Константин Пономарев заявил, что это абсолютно здравая идея, но важно грамотно ее реализовать.

«Ровно таким же путем в свое время шла Южная Корея. В 1980-90-е годы у них были практически запретительные ввозные пошлины. Они были даже больше, чем у нас. Но при выставлении этого щита очень правильно сыграл сам бизнес. Это подтолкнуло их к развитию. Но на это потребовалось 20 с лишним лет. На те корейские автомобили из 90-х все смотрели даже хуже, чем на другие бюджетные марки. Сейчас они — хороший конкурент японцам и по надежности, и по оснащению. Но это — результат комплексной работы с одной стороны государства, которое защитило внутренний сектор, и самого внутреннего сектора производства, который активно это использовал и развивался», — прокомментировал предложение главы АвтоВАЗа Пономарев.

А вот представители автобизнеса Владивостока считают иначе. Дмитрий Савченко выразил сомнения в том, что отечественные производители способны совершить качественный рывок.

«Должны быть приняты правильные меры для того, чтобы АвтоВАЗ действительно улучшался. Сейчас, исходя из своих наблюдений, я не вижу прогресса, который позволил бы сказать, что через 10 лет они что-то такое выдадут, будут конкурентами, и поэтому надо потерпеть, а потом мы пересядем на свое отечественное <…> Люди говорят, зачем мне новая Веста за 2 млн, я лучше возьму 10-летнего японца. Повышение утильсбора лишает рынок здравой конкуренции АвтоВАЗу, КАМАЗу и, в конечном итоге, как бы они не говорили о том, что будут сдерживать цены, по факту будут поднимать, и мы будем вынуждены покупать Весту, потому что нет больше выбора», — выразил мнение представитель компании «Япония Транзит».

Его коллега по цеху Марк Савельев разделяет эти опасения, но все же настроен более оптимистично. Он не исключил, что при грамотном подходе отечественный автопром может завоевать симпатии российских водителей.

«Если с помощью утилизационного сбора и заградительных мер появится перспектива развития и создания каких-нибудь новых марок, моделей, тогда, возможно, люди начнут «щупать» это новое. То, что есть на российском рынке уже всем давно известно, и отношение к этому известному испортилось. Это как с ресторанами: если вам не понравилось, вы наверняка туда больше не придете. А если откроется новый ресторан, то будет интересно, и народ будет приходить, узнавать, прощупывать. Так же и с автомобилями. Если будут открываться какие-то новые производства на нашей территории, не обязательно китайские, может быть мозг русского человека решит создать в Приморском крае какой-нибудь концерн, то почему бы нет — надо пробовать», — поделился своим видением представитель приморского автобизнеса.

Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии.