Запасы китайских авто на российских складах почти исчерпаны. Осталось порядка 95 тысяч машин, и, по оценкам экспертов их раскупят за 2-3 месяца. Расчет производили по остаткам топовых марок прошлого года, куда входят Чери, Джили, Хавэйл, Омода и еще дюжина брендов. А вот склады спецтехники, напротив, активно загружают свои мощности в преддверии строительного и полевого сезонов. По оценке агентства «Автостат», китайские тяжеловесы уже «задавили массой» японцев и немцев на российском рынке. Еще немного и догонят шведов, а там и до белорусов рукой подать. За последний год доля дилеров китайских грузовиков на российском рынке выросла более чем в 1,5 раза. Если в феврале 2023-го она составляла 41%, то сейчас — почти 70%. Больше всего продаж у марки Шакман, на втором месте ФАВ, на третьем — Хово, совсем немного отстает Ситрак и замыкает топ-5 компания Фотон.
Китайская техника постепенно захватывает не только российские дороги, но и поля. В 2023 году поставки сельхозмашин из КНР увеличились в 7,7 раза. Причем, как и в легковом сегменте, китайцы выпускают новые модели для аграриев в рекордно короткие сроки.
Как отметил член правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Владимир Шестак, Китай готов поставлять нам самую разную технику, начиная от маленьких тракторов, заканчивая большими комбайнами.
«Это тракторы разной мощности: от 30-50 л. с. до 250-280 л. с., но сейчас ведутся разработки тракторов мощностью и выше 300 л. с. По идее, в этом году на рынке должны появиться и тракторы мощностью 340 л. с., а потенциально ведутся разработки на 420 и 500 л. с. Это довольно крупная техника, но появится она нескоро: довольно долгий путь ее сертификации, ее производства, поэтому мы увидим ее в 2027-2028 годах, не раньше», — рассказал Шестак.
Однако, далеко не вся сельхозтехника из Поднебесной нам подходит. Это при том, что когда-то именно мы научили китайцев собирать тракторы. В 1955 году при поддержке СССР в КНР началось строительство Первого, а затем Второго тракторных заводов. Мы помогали руками, мозгами, чертежами и оборудованием. В результате, в 1958-ом с конвейера в поля отправился первый китайский тягач, известный у нас как ДТ-54, только с портретом Мао на раме.
По словам Владимира Шестака, с тех пор в агропроме Поднебесной немногое изменилось: китайским фермерам по-прежнему нужно много маленьких тракторов. Россия пошла по другому пути: крупные агропромышленные хозяйства требуют сложных технических решений.
«России сейчас требуется техника высокотехнологичная, высокопроизводительная. Этого Китай предложить нам не может. Это касается и тракторов — только-только начинают появляться модели на автоматической трансмиссии, с аксиально-поршневыми насосами, которые могут работать с той прицепной техникой, с которой мы привыкли работать. В Китае такой потребности нет, и Китай поставляет то, что есть внутри страны. Всю потребность наших аграриев мы китайской техникой закрыть не можем и в ближайшие годы не сможем <…> Мы готовы покупать простые тракторы, которые можно ремонтировать в поле. И, собственно, они в Россию сейчас и поставляются, конкурируя с МТЗ, вытесняя по большому счету белорусских производителей», — пояснил эксперт.
У китайских грузовиков и тракторов есть большой плюс — они не боятся русской зимы. А вот по легковушкам у наших автолюбителей еще пару месяцев назад были сомнения — не замерзнут ли?
По словам технического эксперта компании ПримаСнаб Авто Кирилла Семенова опасения оказались напрасными. Машины из Поднебесной в морозы показали себя не хуже, чем остальные.
«Они эксплуатируются хорошо. На зимний период никаких особых нареканий, по крайней мере у моих знакомых, нет. Все довольны. Берут, катаются, ездят. С обслуживанием тоже никаких проблем <…> Где-то недочеты, конечно, имеются, но они имеются и у других автомобилей, например, у японских и европейских <…> Просто китайские авто буквально за небольшой период времени набрали очень большой оборот, сейчас они на первом месте по мировой торговле. Понятно, что за такой срок с такими объемами будут какие-то ситуации, какой-то брак, но он есть и у других производителей», — прокомментировал итоги зимы Семенов.
Между тем китайцы уже подготовились к лету и готовы предложить россиянам варианты для автопутешествий. К примеру, необычный кемпер с отделкой из фанеры недавно презентовала компания BAW. Есть и более привычные модели. ДонгФенг представил дом на колесах на базе пикапа: габариты, как у небольшого грузовика, но для управления достаточно прав с категорией В.
Пока кемперы в России не очень популярны, но скоро все может измениться. Минэк разработал концепцию развития автотуризма до 2035 года, в которой, среди прочего, обозначена задача по развитию рынка автодомов.
Полный обзор с комментариями экспертов смотрите в видеоверсии программы «Китайский разворот».