Экспертиза , Приморский край ,  

Молодые ученые Приморья через 6 лет могут раскрыть тайны Вселенной

Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
К 2030 году на территории ДВФУ запустят уникальную установку для изучения материи – «Русский источник фотонов»

160 молодежных научных лабораторий появятся в этом году в России. Сейчас их более 700, и руководят ими ученые в возрасте до 39 лет. Квоту на 30 новых исследовательских центров получил и Дальний Восток. Для чего они создаются, и над чем сейчас работают молодые таланты, обсудим с экспертом. В случае РБК Приморье исполняющая обязанности проректора по научной работе Дальневосточного федерального университета Светлана Гончарова.

— Светлана Николаевна, судя по цифрам, интерес у молодежи к науке растет. 160 молодежных научных лабораторий открывается. А какова ситуация в Приморском крае и над чем сейчас работают молодые ученые у нас?

— Я считаю, что в Приморском крае тоже хорошая ситуация. В целом, если посмотреть на цифры Росстата, то по данным на 2022 год в Приморском крае насчитывается 5 646 исследователей, из них 2 230 — это научные сотрудники. Процент молодых ученых по Приморскому краю я, к сожалению, не скажу, но в целом по российской статистике с 2021 по 2022 год численность молодых ученых в возрасте до 30 лет выросла на 537 человек, а численность ученых от 30 до 39 лет — на 135 человек. Если смотреть в разрезе ДВФУ, то на сегодняшний день в университете работают 300 исследователей и 80,5% — это молодые ученые до 39 лет.

— Над чем сейчас работают молодые ученые ДВФУ? В каких направлениях?

— Молодые ученые ДВФУ сейчас работают по следующим направлениям: это Мировой океан, это направление, связанное с искусственным интеллектом, с материалами, науками о жизни, это востоковедение и африканистика.

— Ну, востоковедение на Дальнем Востоке сам бог велел развивать. А как вообще попадают молодые люди в науку? Человек заканчивает вуз и понимает, что хочет быть ученым, дальше идет в аспирантуру? Так или как-то иначе это происходит?

— Сейчас ведется большая работа по вовлечению детей в науку уже с раннего возраста, много направлений работы со школьниками. Например, у нас в университете есть дом научных коллабораций, известный всем ДНК. Здесь школьники, начиная с 5-го класса, вовлекаются в научные исследования, ведут свои собственные научные проекты. Далее они пытаются свою деятельность продолжать, поступают в университет, многие остаются под руководством тех ученых-менторов, которые ими руководили при подготовке научных проектов.

— Для чего сейчас создается такое количество научных лабораторий? Не хватает действующих, настолько взрывной рост интереса к науке?

— Сейчас создание новых научных лабораторий происходит по траектории нескольких проектов федерального национального проекта «Наука и университеты». Это и молодежные лаборатории, о которых вы упомянули в начале нашего разговора. Это и лаборатории, созданные по мега грантам: есть такое направление по привлечению ведущих ученых, мировых и российских, для создания новых лабораторий в университетах и научных организациях. У нас в университете созданы три таких лаборатории под руководством ведущих ученых. Это тоже точка роста для научных коллективов, для новых научных направлений и привлечения молодежи в науку. В числе основных направлений развития этих лабораторий — подготовка кадров, молодых кадров. И, конечно, создание молодежных лабораторий — это, в первую очередь, рабочие места. Это позволяет молодежи оставаться в науке, не идти где-то подрабатывать, не искать себе на стороне заработок, а полноценно заниматься любимым делом, приносить пользу нашей стране, достигать каких-то результатов, получать и разрабатывать новые технологии, методы, внедрять это все в производство и получать достойную зарплату.

— Давайте тогда чуть подробнее о поддержке, которую получают молодые ученые в рамках нацпроекта «Наука и университеты». Какие меры государственной поддержки созданы для того, чтобы молодые ученые оставались у нас, занимались наукой и приносили пользу стране?

— На самом деле существует ряд мер поддержки на уровне государственных программ. Одна из таких программ — это выдача сертификатов на приобретение жилья для молодых ученых. В этом году, кстати, впервые расширилась категория молодых людей, которые могут участвовать в конкурсе на получение жилищных сертификатов. Если ранее могли участвовать только молодые ученые в возрасте до 35 лет, которые не менее 5 лет проработали на позиции научных сотрудников, то сейчас там есть и профессорско-преподавательский состав, то есть молодые преподаватели тоже могут принимать участие в этом конкурсе. У нас в университете есть положительный опыт участия молодого ученого Алексея Козлова. Он в прошлом году получил жилищный сертификат на 4,5 миллиона рублей, и сейчас уже практически готов въезжать в свое новое жилье. Я считаю это очень хорошая мера поддержки. Также есть ряд грантов для молодых ученых как со стороны научных фондов, так со стороны правительства и министерства науки и высшего образования. Кроме того, сейчас переформатирована стипендия. Стипендия президента будет выдаваться на срок до 5 лет. Размер — 75 тысяч рублей в месяц. Новый конкурс на эту стипендию будет вот-вот объявлен.

— Если вернуться на 20 лет назад и сравнить с тем, что есть сейчас: насколько изменилось отношения к науке государства, населения и самих молодых ученых?

— Знаете, очень сильно изменилось. Я еще застала те времена, 90-е годы. Я как раз училась в университете, и только-только начиналось развитие науки, появлялись какие-то меры поддержки, можно было начинать развивать свои исследования. Не многие тогда думали о том, чтобы пойти в науку. Профессия ученого была такой, наверное, экзотикой. А сейчас профессия ученого — это модно, наука — это модно. И, конечно, большой вклад в развитие вносит десятилетие науки и технологий, где много различных программ и направлений, проектов, направленных на популяризацию науки. Наш университет активно погружен в эти проекты. Мы сейчас участвуем в проекте «Наука рядом»: наши молодые ученые, которые уже достигли каких-то высот, идут в школы с научно-популярными лекциями и рассказывают детям, что наука — это очень интересно, а не только сложно, конечно, это очень впечатляет детей. И дети с горящими глазами смотрят на них. Эти молодые ученые красивые, задорные, они всем своим внешним видом говорят, что это классно, и это не скучно.

— Если говорить о ближайшем будущем нашей науки, каким вы его видите?

— Вы, наверное, слышали, что в Приморье реализуется крупный проект строительства синхротрона «Русский источник фотонов». Это будет мощная научная установка, которая помимо прочего создаст вокруг себя крупную научную инфраструктуру: крупные научные лаборатории, новые места для ученых, в том числе, для молодых. Дальневосточный федеральный университет уже включился в программу подготовки кадров совместно с Курчатовским институтом и МИФИ для работы на этом синхротроне.

— Давайте в двух словах, для тех, кто далек от науки: что это такое? Простыми словами для обывателей.

— Для обывателей, если просто сказать, это — установка, которая на уровне частиц изучает материю. Она будет состоять из нескольких станций и различными физико-химическими методами, которые уже известны, там будут проходить исследования по разным направлениям: это и биомедицина, и археологические артефакты, и новые материалы, и квантовая физика, и квантовая медицина.

— Когда ее запустят?

— К 2030-м году.

— И мы разгадаем все тайны Вселенной? Я правильно понимаю?

— Мы будем стараться.