Цифровизация общения и появление умных технологий в быту стали вызовом для системы классического высшего образования. Как обучать студентов поколения Z, которые склонны больше доверять блогерам, нежели ученым, и для которых статус в соцсетях порой важнее диплома? Какие подходы к обучению применяют в вузах Приморья для того, чтобы подготовить необходимые региону кадры, рассказала кандидат экономических наук, проректор по академической политике Владивостокского государственного университета Ольга Батурина.
— Российские социологи описывают представителей поколения Z как людей, которым свойственна тяга к безопасности и удовольствиям, а простота и интерес важнее высокого заработка. В то же время они склонны обучаться самостоятельно и рано начинают работать. Верно ли это определение для студентов Приморья?
— Отчасти, верно, но у нас очень разнообразные студенты, и я бы не определяла их какой-то одной теорией. Безусловно, сейчас сменились приоритеты, и просто на одном авторитете преподавателю сложно, очень важно, чтобы ты был интересен студентам. Если ты им не интересен, ты можешь делать все, что угодно, но эти креативные ребята найдут способы сделать так, как нужно им. И здесь на первый план выходит изменение подходов к обучению, потому что очень сложно удерживать внимание полтора часа, сложно принести в аудиторию ту теорию, которую они могут прочитать сами. Это заставляет нас двигаться, менять подход к проведению лекций, вовлекать студентов в процесс, уходить, в том числе, в сторону тренинговых форматов. Как вы сказали, им нужна конкретная информация. Они хотят, чтобы им сказали коротко, что нужно делать, что нужно знать и все. Исходя из этого, есть определенные сложности. Мы стали менять подходы, в том числе, к созданию электронного обучения, потому что для этих студентов обучение в сети — это норма. Они могут получить задания в сети, там же ответить, оценить друг друга, пообщаться. Мы уже несколько лет практикуем создание онлайн-курсов: там есть какая-то короткая теория, которая несет основную смысловую нагрузку, а дальше студенты выполняют задания по теме самостоятельно, вовлекаясь в процесс дискуссии со своими коллегами.
— То есть соотношение теории и практики меняется?
— Да, безусловно.
— Это важно, потому что практикоориентированность — еще одна отличительная особенность поколения зумеров. Для них система «знание — знание» не так важна, как система «знание — действие». Как в этой связи вы работаете с предприятиями?
— Сейчас вообще немного изменены подходы к работе с предприятиями. Если предприятие просто хочет зайти и сказать: мы такая классная компания и готовы взять вас на работу, особенно на четвертом курсе, на защите выпускных квалификационных работ, то эта теория уже не сработает. Такие методы уже не подходят, потому что ребята действительно рано начинают работать. Просто послушать про соцпакет или еще про что-то им не интересно. Сейчас предприятию нужно сказать, чем оно может быть интересно студенту.
— То есть все поменялось? Теперь все с точностью до наоборот?
— Да, потому что сейчас студенты не боятся пробовать себя. Сейчас создано очень много возможностей для студентов, которые они могут пробовать. Главное — не бояться, не лениться и правильно распределять время. Когда они правильно это делают, то создают просто потрясающие проекты.
— Например?
— Например, у студентов Высшей школы кино и телевидения еженедельно выходит программа, которая называется «СТУДиЯ». Ее готовят сами ребята. Они на занятии все определяют, готовят материалы к эфиру, и каждую неделю мы всем университетом смотрим, что произошло у нас в крае и в университете. Также у нас есть модуль, который называется «Обучение служением». Он появился в декабре 2022 года по результатам проведения Государственного совета по молодежной политике. Там было принято решение вовлекать студентов в региональную повестку еще более активно. И в этом году 126 университетов, и Владивостокский государственный университет в том числе, вошли в эту программу. У нас уже есть ряд проектов, которые ребята реализовали для социальных организаций. Например, проект для фонда «Умка», мы все прослезились, когда они докладывали о нем на публичной защите. А еще результатом этого проекта явилось то, что ребята предложили проводить уроки добра для первокурсников, учить их правильному, ответственному отношению к животным.
— Смотрите: гражданская позиция – да, социальная активность – да, но ведь краю и стране нужны рабочие, нужны инженеры. Они готовы выполнять эту работу или все-таки они «воздушные» и творческие?
— Нет. К примеру, сейчас очень хорошо развивается проект «Национальная технологическая инициатива», который вовлекает студентов в проекты технологического предпринимательства. На что он направлен? На то, что студенты разработают технологию, которую можно будет масштабировать, а в стенах университета они имеют возможность это попробовать. Государством им дается такая возможность, и мы всячески их поддерживаем. У нас активно развивается инженерное направление — набор растет, ребята хотят этим заниматься. Здесь главное — поддерживать этих ребят, поддерживать их стремление к креативности, давать им возможности и площадки, где они могут это делать руками. У них очень много идей. К примеру, 8 февраля был День науки, и ребята представляли свои разработки. Там были проекты, которыми ребята просто горят. Они говорят: мы придумали стол для ученых. Они модернизировали стол с точки зрения проведения лабораторных опытов, потому что так удобнее — они сами на парах с этим сталкиваются. И если бы у них был такой стол, то работа пошла бы эффективнее. Вот такие разработки они предлагают. Естественно, дальше мы будем с ними работать, чтобы помочь сформировать заявку и передать ее в фонд студенческих стартапов. То есть я не могу сказать, что они «воздушные». У них действительно есть сквозная идея — сделать мир лучше.
— Если вспомнить 90-е годы, тогда было модно учиться на юристов и экономистов. В результате мы получили большое количество дипломированных специалистов, которые рынку труда были не нужны, они оказались невостребованными, и многим потом приходилось переучиваться. Насколько осознанно сейчас молодежь подходит к выбору профессии?
— Сейчас они ориентированы на результат. Я просто анализирую то, как у нас проходят собеседования и приемная комиссия. Ребята приходят и спрашивают: что у меня будет? Их не интересует просто документ. Они спрашивают: что я смогу, какие здесь есть возможности? Если я хочу быть тем-то, что у вас для этого есть? Сейчас они с этой стороны начинают заходить в вуз. Я знала, что вы меня обязательно спросите про юристов и экономистов, но я не согласна с вашим определением. Объясню, почему. Я очень много работаю с предприятиями и не вижу, чтобы ослаб спрос на юристов и экономистов. Да, изменились компетенции. Сейчас нужно, чтобы у них был уклон в аналитику, чтобы они могли работать с IT-средствами. И мы под это перестраиваем образовательные программы. Мы постоянно смотрим статистику, чтобы ориентироваться в том, какие программы открывать и актуализировать. Так вот, спрос на эти направления идет на первых позициях. Также сейчас очень большая потребность в специалистах в области логистики, транспорта, активно развивается туризм. И ребята хотят в этом совершенствоваться, об IT я вообще молчу. Сейчас большой интерес к направлению кибербезопасности, даже как к общей компетенции, которая в целом всем нужна. Поэтому сейчас ребята по-другому подходят к выбору своей профессиональной траектории. Они знают свои возможности и знают, что будет в результате.
— То есть, глобальные всероссийские и мировые тренды к Приморью тоже относятся.
— Да, конечно.
— Сейчас в рамках нацпроекта «Наука и университеты» создаются научно-образовательные и научно-производственные центры. Можно ли уже говорить об эффективности этих структур, а если нет, то, когда мы увидим результат?
— На мой взгляд, результаты уже ощущаются. Это, безусловно, нужный проект. Очевидный результат в том, что возрос интерес молодежи к научно-образовательным организациям. Если мы возьмем наш университет, то у нас действует программа целевой аспирантуры, и всегда есть желающие. За последние три года мы подготовили более 15 научно-педагогических кадров, которые остались работать у нас в университете. И они ведут за собой ребят. Это те люди, которые действительно хотят менять мир к лучшему, развивать технологии и всячески способствуют тому, чтобы у ребят развивались те же компетенции. Создаются очень красивые пространства для студентов, в которых они действительно хотят находиться. Ведь визуальная составляющая для них тоже очень важна. Им должно быть приятно находиться в пространстве. В каждом университете должно быть что-то такое, чего нет у них дома, чтобы они хотели приходить в университет, чтобы там они были в команде единомышленников и могли развивать свои проекты.
— Каким вы видите будущее высшего образования? Если взять ближайшую перспективу, как оно будет развиваться?
— Я думаю, что однозначно будет инновационное образование, которое будет направлено на еще большую поддержку молодежных инициатив. Я бы сказала, что сейчас заданы правильные тренды, и очень хочется посмотреть и поучаствовать в том, как эти тренды развернутся, увидеть, что мы в итоге получим, потому что то, что сейчас происходит, те возможности, которые создаются для студентов должны привести к очень хорошему результату. По крайней мере, я его очень жду.