![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/42/297086130797425.jpg)
За последние 4 года в Приморье по нацпроекту «Жилье и городская среда» благоустроили более 800 общественных пространств и 1111 дворов. При этом только за 2023 в регионе привели в порядок 586 территорий, в том числе 30 парков, скверов и набережных.
«Приморский край активно развивает партисипаторные отношения и стандарт вовлечения граждан, проводятся проектные семинары, встречи. Только в рейтинговом голосовании по выбору территорий благоустройства 2024 года приняли участие 221,6 тыс. жителей края», — рассказал министр архитектуры и градостроительной политики Приморского края Антон Глушков на круглом столе, организованном РБК Приморье по итогам реализации нацпроекта «Жилье и городская среда.
Он добавил, что четыре общественных пространства Владивостока вошли в перечень лучших практик благоустройства в период с 2020 по 2023 годы. В том числе парк на сопке Бурачка занял 4 место, двор на улице Окатовой — 10, сквер с китами — 40 и «Татарская» набережная — 46.
«На территории города с 2019 года появилось 19 крупных общественных пространств, благоустроенно более 100 га. Мы не рассчитывали на такие объемы. <…> За все это время на территории города за счет федеральных субсидий, краевых средств и местного бюджета на благоустройство было потрачено более 1,1 млрд руб.», — отметил заместитель начальника управления городской среды администрации Владивостока Степан Васеев.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/73/297086132192737.jpg)
Гражданская инициатива
Активное участие в преображении города принимают и сами жители края. Объединяясь в территориальные общественные самоуправления (ТОСы), они могут получать реальную финансовую помощь от государства. Так, за прошлый год в крае было реализовано более 300 таких инициатив.
«Мы создали первый ТОС на острове Русском. Это произошло, когда я, подполковник запаса, уволился и вернулся в гарнизон в канун Нового года. А там никаких украшений, елок, катков. И мы создали чат и инициативную группу, организовали сбор денег на елку. И все получилось», — поделился опытом председатель ТОС «Зеленый экипаж» на острове Русском во Владивостоке Петр Гуляев.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/57/297086132849572.jpg)
За 4 года своего существования ТОСу удалось привлечь на благоустройство порядка 10 млн руб. из краевого и городского бюджетов. На эти деньги на территории, прилегающей к границам самоуправления, было создано 3 островка — тематических общественных пространства со спортивными, музыкальными и детскими площадками.
Еще одна форма гражданского участия — рейтинговые голосования, в которых жители края определяют, какая территория в текущем году заслуживает обновления. Например, в 2024 во Владивостоке планируют благоустроить 3 новых территории, которые выбрали горожане — это общественные пространства в районе улицы Кирова, Ватутина и Жигура.
«Мы решили, что территории, которые участвуют в рейтинговом голосовании, должны охватывать весь город. У нас так и получилось: практически в каждой части Владивостока есть какое-то знаковое пространство, являющееся маяком для привлечения граждан», — добавил Васеев.
В этом году во Владивостоке на голосование выйдут 9 территорий. Благоустраивать победителей будут уже в 2025.
Создание механизма участия граждан в создании комфортной городской среды
Ручная работа
Одно из таких знаковых мест дальневосточной столицы — сопка Бурачка. Ее благоустройство стало возможным по итогам рейтингового голосования 2018 года, а строительные работы начались в 2021. Проектировщиком выступило архитектурное бюро Bricks Architects. В итоге территорию обустроили металлической лестницей, ведущей к самой вершине и заканчивающейся видовой площадкой. Конструкция стала и удобной пешей тропой для туристов и визитной карточкой места.
«Во время первого исследования сопки Бурачка перед проектированием мы увидели заброшенный участок. Поначалу даже думали о том, чтобы отказаться от этого проекта, ведь понимали, что строительные работы на этом участке — это ручной труд, никакую технику на сопку не загонишь», — поделился один из авторов проекта, архитектор бюро Bricks Architects Асад Кадыров.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/30/297086134011304.jpg)
Но тогда же стало известно, что на Бурачка хотят зайти застройщики. И, получив обратную связь от местных жителей, которые предпочли видеть на сопке ухоженное пространство, а не новую высотку, команда взялась за проект.
«Мы выполнили такую концепцию — некий «эффект касательной» к этой сопке, чтобы не углубляться в фундамент и не использовать даже на нижних ее участках тяжелую технику. Правда, подрядчики не хотели браться за эту работу, и мы подключали свою команду строителей, они все возводили. Учитывая, что мы и проектировали, и строили, были свои нюансы… Но в целом, все, что задумывали, реализовали на 98%», — добавил Кадыров.
Фонтан против парковки
Современные проекты благоустройства реализуют не только во Владивостоке, но и за его пределами. В Артеме, например, реконструируют площадь Ленина — городскую точку притяжения, которую долгие годы использовали как парковку. Примерная стоимость проекта составляет порядка 300 млн руб.
«Необходимо было благоустроить ее, чтобы площадь выглядела как площадь, а не автостоянка. Разбили проект на 4 этапа. В 2022 году построили большую детскую площадку в районе улицы Кирова, 22, которая прилегает к площади. После обсуждения с жителями находящихся по соседству многоквартирных домов внесли корректировки, потому что возникало много вопросов, например, по поводу организации общественного туалета. На втором этапе мы все эти моменты уже учли», — рассказал депутат думы Артемовского городского округа Александр Левицкий.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/65/297086134944659.jpg)
Он добавил, что основной целью второго этапа благоустройства была организация парковочных мест. Раньше на площади Ленина помещалось до 300-400 автомобилей, и местных жителей интересовало, где они будут оставлять транспорт после реконструкции площади.
«Стали рассматривать еще варианты, где расположить стоянки. <…> Заасфальтировали большой участок под нее, порядка 500-600 автомобилей на ней помещается. Также по данному проекту будут проводиться работы по реконструкции центральной остановки — будем выдвигать этот проект на голосование. Планируется сделать ее компактнее, а рядом организовать дополнительные парковочные места», — добавил Левицкий.
Третий этап, который реализуется в настоящее время, предполагает проведение основной части работ: непосредственно на самой площади появится пешеходный фонтан. Стоимость данного объекта составляет порядка 50 млн руб. А во время четвертого этапа, который запланирован на следующий год, начнется благоустройство территории, прилегающей к фонтану.
Достаточно зеленый город
Благоустройство общественных пространств — это не только организация парковок, пешеходных дорожек и создание малых архитектурных форм. Важно место в этом процессе занимает озеленение.
«Я могу сказать, что по сравнению с другими городами, наш — достаточно зеленый. У нас много пространств, скверов, парков. Но также нужно констатировать факт, что во Владивостоке из-за больших объемов строительства вырубается много деревьев», — отметила ландшафтный дизайнер Наталия Романова.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/37/297086136108373.jpg)
Раньше, по ее словам, основным трендом озеленения Владивостока было высаживание летних растений. Приводило это к тому, что в теплое время года в городе было красиво и зелено, но зимой — голо и пусто.
«Сейчас, если посмотреть на благоустройство скверов и парков в том числе и в рамках этого нацпроекта, можно увидеть, что высаживается много массивов из кустарников, крупномеров, других деревьев, которые дают нам картинку зимой. Она становится нескучной: мы видим какую-то структуру, пейзаж, рисунок. И это положительно влияет на восприятие пространства в городе», — добавила ландшафтный дизайнер.
По ее мнению, в проектах озеленения также важно учитывать климатические особенности региона и выбирать местные растения.
Ближе к солнцу
Современные архитекторы говорят и о важности качественного, а главное, правильного освещения общественных пространств. Если еще 20 лет назад улицы Владивостока, как и других городов, по вечерам окрашивались тусклым желтым цветом, в котором нельзя было различить ни лиц, ни оттенков. Все потому, что тогда массово использовались натриевые светильники, альтернатив которым на тот момент еще не придумали. Сейчас они тоже в ходу, но в гораздо меньшем объеме, чем раньше.
«Натриевые светильники неплохие тем, что очень экономичные. Но у них есть и минусы: из невозможно «менеджерить», то есть они светят как светят. И у них невероятно низкий индекс цветопередачи — есть такой важный показатель, максимум которого у солнца: 100 единиц. То есть под солнцем мы видим те цвета, которые фактически есть», — объяснил руководитель компании «Светлый город» Сергей Хританьков.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/69/297086136944694.jpg)
У натриевых светильников, продолжил он, этот индекс составляет максимум 30 единиц. Использовать такое тусклое освещение особенно вредно в благоустройстве: хотя бы потому, что родителям критично важно, выглянув из окна, увидеть цвет шапки или куртки своего ребенка.
Сейчас уже 80% рынка перешло на светодиоды. Их индекс цветопередачи зависит от стоимости светильника, но в целом он сильно выше, чем у натриевых и значительно ближе к солнцу — может достигать и 98 единиц. При этом, по словам Хританькова, идеальный свет для улиц не должен превышать 70-80 единиц.
«В последнее время я постоянно «топлю» за человекоцентричность». Это значит, что мы что человек — это мерило комфорта. На моих объектах, например, высота опоры освещения не должна быть выше 5 м, потому что уже будет некомфортно. Также очень важно осветить подступы и обеспечить правильную горизонтальную освещенность. Для ощущения безопасности важно на расстоянии 12 м видеть эмоции человека, который идет в твою сторону», — добавил Хританьков.
С каждым годом количество общественных пространств в Приморье увеличивается, и внимание к ним возрастает, отметил Антон Глушков. До 2030 года в крае запланировано обновить десятки объектов: парки, скверы, велодорожки, набережные.
![Фото: РБК Приморье](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/32/297086138370325.jpg)