От первого лица , Приморский край ,  

Приморье: вчера, сегодня, завтра

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье
Интервью с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко

В прошлом году на реализацию 45 национальных проектов в Приморском крае было направлено 29 млрд руб. Сегодня регион входит в пятерку лидеров по результатам в ряде нацпроектов — таких как «Цифровая экономика» или «Малое и среднее предпринимательство». В интервью РБК на форуме-выставке «Россия» губернатор Приморского края Олег Кожемяко рассказал, как реализуются нацпроекты в регионе, как изменилось Приморье с точки зрения социально-экономического развития за 20 лет, и какие отрасли наиболее перспективны для инвестиций.

РБК

— Олег Николаевич, мы с вами встречаемся на выставке «Россия», и стенд Приморского края, безусловно, один из самых заметных: ярко, высокотехнологично представлены достижения региона. Однако ни для кого не секрет, что на рубеже 90-х–2000-х Приморский край был одним из крупнейших получателей трансфертов из федерального центра, но в то же время оставался одним из аутсайдеров по социально-экономическому развитию. Когда ситуация начала меняться, и что из себя регион представляет сегодня?

— Наверное, в те времена вообще весь Дальний Восток находился в очень плачевном состоянии. Порядка 5 млрд руб. была задолженность федерального центра перед Приморьем. Конечно, это хронические невыплаты заработной платы, хронические невыплаты пенсий, рост энерготарифов. Все это сказывалось на ситуации в Приморском крае, как и на Дальнем Востоке, что спровоцировало массовый отъезд жителей оттуда. Безусловно, это не могло долго продолжаться, и приход в 2000 году Владимира Владимировича Путина начал в корне менять эту ситуацию. С начала 2000-х годов мы стали таким надежным форштевнем того корабля, который уверенно движется в сторону сближения со странами АТР. Начался поворот на Восток. Не сразу, но постепенно он начался.

— Сегодня, конечно, сложно представить то, о чем вы говорите, потому что регион достаточно процветающий. Известно, что в регионе будут размещаться офисы крупных компаний, ранее находившихся в офшорах за пределами России. Как считаете, почему они выбрали именно Приморье?

— У нас создана специальная льготная обширная зона. Сейчас выгоднее регистрироваться у нас–все-таки [рядом] страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где производится 50% ВВП, где проживает половина населения. Это возможности, которые представляет наше географическое положение, условия. Поэтому не только эта компания, но и многие другие проводят регистрацию.

— Давайте теперь поговорим с вами про национальные проекты: как они помогают развивать экономику региона?

— Я как раз пришел в Приморский край в 2018 году 20 декабря, а 24 декабря 2018 года была утверждена новая программа нацпроектов. Поэтому эту пятилетку мы уже отработали вместе с ними по реализации их в сфере здравоохранения, в сфере образования, физкультуры и спорта, в целом демографической политики, развития экономики. И за это время нам удалось отремонтировать 270 учреждений здравоохранения, построить новые поликлиники, открыть 76 новых фельдшерско-акушерских пунктов.

Начиная уже с 2000 года, заработали программы, связанные с автопоездами. У нас сейчас свои автопоезда, которые обслуживают сельские населенные пункты. Заработала программа санитарной авиации: порядка 260 больных мы за это время спасли. Работа по проектам дала возможность построить новые спортивные залы, отремонтировать спортивные сооружения, стадионы, поднять вообще спорт сам по себе.

Безусловно, это система демографии: какая огромная социальная политика была проведена в части поддержки многодетных семей. Это и выдача за опекунство дополнительных денежных средств, это и средства материнского капитала, которые с каждым годом увеличивались и на первого, и на второго ребенка. Это и те льготы, которые предоставляются многодетным семьям, матерям-одиночкам. Это все национальные проекты. Поэтому для нас это стратегия развития, это, опять же, экономика. И мы видим прирост инвестиций: в этом году порядка 340 млрд руб. инвестиций пришло в Приморский край, у нас рост ВРП. То есть мы видим, что инвестиционная привлекательность в любом случае будет опираться на социальное благополучие граждан.

— Я знаю, что также ваш регион входит в пятерку лидеров по нацпроекту по поддержке малого и среднего предпринимательства. Что делаете для предпринимателей, как их поддерживаете?

— У нас работает программа «Мой бизнес», которая позволяет на этапе, особенно по малому предпринимательству, оказывать различные меры кредитования этого бизнеса, в том числе под 1%, что весьма актуально при нынешней ставке. Мы поддерживаем эти предприятия даже в случае наводнений, чрезвычайных ситуаций: берем на себя различные расходы, компенсируем части затрат, субсидируем процентную ставку. У нас работают программа стартапов по инновационным проектам: сейчас вместе с Дальневосточным федеральным университетом создаем инновационно-научный центр — мы перечислили туда уже 200 млн руб., — где эти стартапы уже будут выходить на производственную мощность. Поэтому у нас произошел резкий рост предприятий малого бизнеса: с 70 до 341.

— Ваш регион в первую очередь, наверное, ассоциируется у людей с добычей рыбы, морепродуктов. Как здесь нацпроекты работают?

— Отрасль разные переживала времена, рыбные в том числе. Какие-то компании работали успешно, какие-то компании банкротились. Продавались корабли, порты сами по себе практически были не загружены. Судостроительные заводы вообще находились в упадке. И национальные проекты, в части, допустим, даже проведения аукционных торгов, спровоцировали бурный рост среднего и малого судостроения на наших российских верфях. И первыми были построены верфь «Пелла», «Онежская верфь» — это были первые суда, которые пришли в Приморский край. Запустились наши заводы: «Восточная верфь», Находкинский судоремонтный завод — там порядка 16 судов, первые 6 уже выходят. Сейчас после продажи аукционных квот еще мы получили дополнительный импульс по строительству судов — именно на дальневосточных верфях в первую очередь. Сейчас мы дорабатываем этап, связанный с тем, чтобы было какое-то удешевление для тех, кто строит на дальневосточных верфях.

Ну и, конечно, это и береговые рыбоперерабатывающие заводы. Сегодня у нас построены два крупных таких завода — один во Владивостоке, другой в Подъяпольском, в Большом Камне, которые сегодня производят филе. И мы планируем, что 220 тыс. т филе, а это с коэффициентом примерно 1 к 4, то есть 800 тыс. т рыбы, будет перерабатывается. Это уже продукция высокой добавленной стоимости, это рабочие места.

— Предлагаю теперь поговорить про одну из вечных проблем в России — это дороги. Как сегодня в регионе с этим обстоят дела?

— Географическое положение Приморского края подвергает тем или иным стихийным бедствиям — постоянно испытываем какие-то катаклизмы. Это сказывается и на состоянии дорог, это сказывается и на состоянии мостов. Но мы приняли программу, связанную с ремонтом краевых дорог. За эти годы отремонтировали порядка 720 км дорог, реконструировали (практически новые построили) 40 км, 18 мостов общей протяженностью 16 км. Это все та работа, которую мы делали за счет краевых источников. Нас поддержал президент в открытии и финансировании [трассы] Владивосток–Находка. И, безусловно, мы увидели проблему, связанную с тем, что все-таки край большой, и необходимо создавать филиальную сеть нашей краевой организации «Примавтодор». Поэтому его докапитализировали, в прошлом году закупили 274 единицы техники, в этом году закупаем еще порядка 200 с тем, чтобы в каждом районе было специализированное предприятие, которое могло бы обслуживать дороги, ремонтировать асфальтировать эти дороги.

Кроме того, для минимизации всех последствий непосредственно наводнений, тайфунов мы создали Агентство по гидротехническим и мелиоративным сооружениям, которое будет не ликвидировать последствия наводнения, а предупреждать их.

— В сентябре на Восточном экономическом форуме вы представили президенту программу ускоренного развития отрасли экономики Приморского края. Расскажите о ней подробнее. Куда движется Приморье?

— Эта программа прежде всего касается, конечно, развития транспортно-логистической инфраструктуры. И, соответственно, если улучшить транспортную инфраструктуру, касающуюся пограничных переходов, портов, которые у нас сейчас активнейшим образом развиваются, создаются — «Суходол», «Вера», «Коулстар», — модернизируются существующие порты, то мы можем перечислить государству до 2030 года 3 трлн руб. Приморье — это незамерзающие порты. И здесь в этом вопросе она [программа] выступает вкупе с большим объемом туристических услуг, которые тоже в Приморье генерируют хорошие показатели — 3,5 млн туристов. Сейчас у нас строится мощный курорт на территории Хасанского округа на 3,5 тысячи мест единовременного размещения. Поэтому логистика, туризм, сельское хозяйство — эти проекты мы доложили президенту, он принял эту программу. Сейчас мы по ней работаем уже непосредственно с правительством.

— И напоследок расскажите, каким вы видите будущее Приморья?

— Я вижу Приморье процветающим регионом, где гармонично развиваются и экономика, и социальная сфера, где есть возможность отдохнуть и где возможно культурно обогатиться.

— Олег Николаевич, спасибо вам огромное за интересную беседу. Хочу пожелать вам успехов.

— Спасибо.