Экспертиза , Приморский край ,  

«Учителя сдают ЕГЭ»: как меняется система школьного образования Приморья

Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Педагоги региона могут получить прибавку к зарплате в 10 тыс. руб. по итогам профессионального экзамена

Программу «Земский учитель» продлят до 2030 года. В Приморье она пользуется популярностью. За 4 года в край переехали 109 педагогов, а в этом году планируется привлечь еще порядка 30. Зачем педагоги едут на Дальний Восток, и как развивается система образования в регионе, рассказала профильный краевой министр Эльвира Шамонова.

— Если говорить о программе «Земский учитель», какие специалисты к нам едут и почему?

— Специалисты едут разные. Это учителя иностранных языков, математики, русского языка. Все зависит от того, какую заявку делает муниципалитет, он определяет профиль, который необходим. А вот зачем к нам едут? Да, потому что это очень интересно. Когда я говорю с педагогами, я слышу такой ответ, настолько сильно развивается Дальний Восток и Приморский край. Вот совсем недавно была встреча с земскими учителями, которые только в декабре к нам зашли. Они говорят: ну, посмотрите сами, сколько построилось школ и детских садов. Действительно, у нас за последние 5 лет 19 детских садов и 5 школ построено. Еще в 2018 году федеральных денег на территории практически не было, а вот за последующие годы — поступило больше 5 млрд. руб. Ну кому бы не понравилось работать в таких школах, как в поселке Зима Южная или в городе Большой Камень, в тех школах, которые будут построены в Уссурийске и в Артеме. Безусловно, педагоги едут под эту историю, и в сельскую местность едут с удовольствием. Во-первых, там материальная поддержка от 2 млн руб. Во-вторых, сельские школы преобразованы достаточно серьезно. На сегодняшний день в крае создано 237 «Точек роста». Они созданы как раз в малых школах. Что такое «Точки роста»? Это замечательные кабинеты, в которых можно проводить лабораторные работы, различные исследования и готовить детей к олимпиадам. Измененная система оплаты труда, которая сегодня действует в муниципалитетах, позволяет за каждого ребенка, который стал победителем, получить определенную сумму. Она позволяет каждому учителю, который вырос сам и сдал, как мы говорим, профильный ЕГЭ в рамках нашего института развития образования, получать по 10 тыс. руб. в месяц, если все баллы набраны.

— Учителя сдают ЕГЭ?

— Да, наши учителя сдают ЕГЭ, мы единственная такая территория в России. И почему бы за этим к нам не приехать? Сегодня на территории края работают 5 кванториумов. Это не только стационарные кванториумы, как во Владивостоке, но и мобильные, которые проезжают по всей нашей территории. У нас есть «Сириус», который обеспечивает бесплатными программами детей и учителей. Мы очень серьезно обучаем педагогов и, конечно, земских учителей. Это замечательный момент, который позволяет им профессионально вырасти.

— А откуда к нам приезжают, не смотрели?

— Конечно, смотрели. Приезжают с разных территорий. У нас был уникальный случай: педагог переехала из Москвы. И когда мы спрашивали — почему, ответ был очень любопытный. Она сказала: там я учитель, а я хочу вырасти в педагога-наставника. Сегодня есть такая форма. Так вот эта молодая девушка здесь просто отдыхала, ей очень понравилась наша природа, люди, и она решила, что Дальний Восток — это ее судьба, и именно здесь она получит рост. А возможности роста для педагогов у нас просто огромны.

— То есть даже Москва не дает таких возможностей для педагогов, какие есть на Дальнем Востоке?

— Ну, конечно, так я не скажу, это было бы очень смело. Но у нас есть нюансы, которых нет в других местах, начиная с природы. И кроме того, ведь в малом месте ты быстрее сделаешь карьеру. Я всегда говорю нашим выпускникам: дети, подумайте, где вы хотите потом работать, начните с малого, здесь вы всему научитесь и приобретете гораздо больше веса.

— Сейчас в Приморье строится 7 школ. В каких районах, на каком этапе и когда откроются?

— Мы ожидаем, конечно, результатов строительства в Надеждинском районе, в Уссурийске, во Владивостоке, в Тернейском районе. Мы ожидаем Рощинскую школу. Она уже построена и скоро будет запущена, планируем, что дети зайдут в нее весной. В поселке Светлая Тернейского района 1 сентября школу откроем. То есть школы находятся в разной степени готовности. Все это тоже создает определенный стимул и дает понять, что система образования в Приморье достаточно сильна.

— А эти новые школы строятся по новым стандартам, или с советских времен ничего не изменилось? Они комфортнее, чем те, что были раньше?

— Для того, чтобы построить школу, проекты рассматриваются на уровне правительства. Олег Николаевич очень заинтересован в том, чтобы школа не просто соответствовала санитарным нормам и нормам пожарной безопасности, но была еще и красивой. Она должна быть очень привлекательной для детей. Вот сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы строить из клееного бруса, как у нас в поселке Светлая. Это же изумительнейшая история. Пока это только начало, первые пробы, где-то, может быть, есть недочеты, но вообще это же наша Приморская история. Представляете, как хорошо будет дышаться в такой школе? Но также важно, что будет внутри. Губернатор сказал, давайте сделаем правительственные гранты для оснащения внутреннего пространства школ. И вот по 50 млн руб. будет выделяться школам в этом году, в прошлом году выделялись по другой программе, но тем не менее. И многие районы, многие муниципалитеты преобразовались. Это несколько школ Лучегорска, все школы Арсеньева, Спасска. Там лестницы «говорящие», все пространство информационное, то есть такая пропедевтика знаний. Это и Надеждинский район, и Пожарский, и Кавалеровский, и Пограничный. Когда заходишь в те школы, начинается сказка.

— Вы так «вкусно» рассказываете об образовании, что захотелось вернуться в школу.

— Вот видите. А вы спрашиваете, зачем едут земские учителя? Они, конечно, едут и за этим в том числе. Это крайне важно, потому что ребенок проводит очень большое количество времени в школе.

— Вы больше 30 лет в системе образования. Как за это время она изменилась?

— Конечно, хочется подвести какой-то итог. Тем более, что я сменила деятельность: прошла путь от учителя и руководителя образовательного центра, и вот пришла в министерство. Конечно, мне захотелось подвести итог. Я для себя прямо хронологию записала. Вот представьте, 1992 год, я захожу в школу. Что в это время происходит? Новый закон об образовании очень громкий, очень звонкий: должно измениться и высшее образование, и среднее, должна повыситься заработная плата педагогов. Чего там только не было написано. Владимир Владимирович как-то выступая говорил о том, что это была нереализованная история. И на самом деле, что случилось в итоге? Единая тарифная сетка появилась, заработная плата педагогов упала на 20%. Это если по среднему. К примеру, заработная плата педагога по экономике упала до 39%. Представьте, какое состояние было у педагогов? Это вот были 90-е годы. И вот помню историю, когда зарплаты не было, приходит ко мне учительница, опаздывает и говорит: Эльвира Викторовна, я опоздала по очень простой причине — меня не пускали в трамвай, потому что нет денег. Я говорю: а как же вы попали на работу? А она отвечает: я достала тетрадки и показала, что я учительница — не пустите, ваши дети будут на улице. В 2002 году, я хотела бы отметить этот год, в России появилась концепция модернизации образования. Тогда очень серьезное внимание уделили сельским школам, пошел рост сельских школ. И тогда же стал заходить интернет в школы. Медленно, но все же, он стал заходить, до этого были только очаговые истории. В 2006 году мы очень сильно обрадовались тому, что в России появился первый федеральный университет: в Красноярске объединили несколько вузов. Это вроде бы высшая школа, так почему мы обрадовались? А потому что наши дети стали задумываться о том, чтобы остаться в России. Я руководила на тот момент очень сильным лицеем, и хочу сказать, что очень большой процент детей уезжал за границу. Когда появился первый федеральный университет, — сейчас их 10 в России, — дети стали с удовольствием оставаться. Вся эта история с образованием последовательно преобразовывалась и, надо сказать, очень серьезно.

– 90-е, если честно, вспоминать вообще не хочется, я тоже вспоминаю их с содроганием. Давайте о светлом будущем нашего образования. Мне кажется, оно у нас действительно светлое. Какие планы на ближайшую пятилетку?

— В ближайшую пятилетку, однозначно, система должна развиваться. На сегодняшний день уже сказано, что будет продлен нацпроект по образованию. В каких направлениях, мы уже понимаем. Это продолжение преобразований, которые сегодня идут: по строительству, ремонтам и оснащению. Безусловно, они получат дальнейшее развитие. И, конечно, наше будущее — это серьезная связь между вузами, колледжами, школьниками и предприятиями. Это огромный комплекс. Мы с прошлого года запустили школьную кластерную политику, в которой участвуют все профильные министерства, СПО, вузы, предприятия. И это дало огромнейший толчок: сегодня таких классов 300, а еще в прошлом году было 100. Даже на примере педагогической профессии: раньше у нас был 1 педагогический кластер, сейчас их больше 30. Это позволяет ребенку с малолетства понять, кем он хочет и может стать. Ведь тогда меньше ошибок будет. Тогда, после вуза или средне-специального учебного заведения, он не будет метаться и не скажет родителю: вот тебе мой диплом, а я пошел дальше выбирать свою стезю. Очень хочется, чтобы этот вектор у ребенка был осознанным, начиная со школьной скамьи.