Инновации , Приморский край ,  

IT-кубы и технопарки: как в Приморье реализуют нацпроект «Образование»

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье
Эксперты рассказали, как сохранить фундамент треугольника «ребенок – семья – школа»

Образование — это фундамент государства. В кризисные девяностые он заметно пошатнулся: на развитие отрасли практически не выделялись средства, педагоги получали мизерные зарплаты. Спустя десятилетие, в нулевые, ситуация начала меняться: появились бюджеты на развитие школ и подготовку кадров, удалось построить либо отремонтировать здания образовательных учреждений.

Сейчас образованию уделяют пристальное внимание. Власти всех уровней разрабатывают новые учебные программы, выделяют субсидии на поддержку школ, колледжей и детских садов. С 2019 года в стране действует масштабный нацпроект «Образование». Он охватывает массу направлений — от строительства новых зданий до оснащения учебных заведений современным оборудованием. Приморье тоже активно участвует в нацпроекте. Какие его задачи удалось решить, а какие — еще предстоит, обсудили участники круглого стола, организованного РБК Приморье.

Общие итоги

Реализация нацпроекта «Образование» стартовала в России в 2019 году. За это время правительству Приморья удалось привлечь из федерального бюджета в краевой порядка 3,8 млрд руб. Это, по словам заместителя министра образования Приморского края Анны Меховской, огромная сумма и серьезное подспорье для всей образовательной системы региона.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

«По федеральной программе «Современная школа», которая входит в нацпроект, в 226 приморских школах создали 66 «Точек роста» — это образовательные центры в селах и малых городах, где ребята обучаются по цифровым, естественнонаучным, техническим и гуманитарным профилям. Кроме того, 270 школ региона получили современное оборудование: ноутбуки, интерактивные доски, образовательные комплексы и многое другое», — рассказала Меховская.

В прошлом году в регионе появился центр для развития и поддержки одаренных детей «Сириус. Приморье», где школьники готовятся к олимпиадам, различным конкурсам и соревнованиям. Также в крае были открыты детские технопарки — кванториумы и IT-кубы.

По нацпроекту в крае строят новые школы либо ремонтируют уже действующие. За минувшие 4 года, по словам замминистра, в регионе появилось 4 новых учебных заведения. В планах на 2024-2026 создать еще 5,4 тыс. учебных мест во Владивостоке, Уссурийске, а также в Надеждинском и Тернейском районах. По федеральной программе «Успех каждого ребенка» в 54 школах Приморья удалось отремонтировать спортивные залы.

Во Владивостоке уже в этом году в программу федерального капремонта попали 4 образовательных учреждения — для них же город получил новое оборудование. По субсидии в столице Приморья строят спортзалы в трех школах — 56, 70 и 78. Из различных источников в 2023 году отремонтировали (по срокам) 34 стадиона и спортплощадки, в планах на текущий год — привести в порядок еще 20 таких объектов.

«Что касается больших строек, я думаю, вы наблюдаете за строительством школы на Патрокле, которое также реализуется в рамках нацпроекта. Стройка проходит под чутким руководством контрольно-надзорных органов, прокуратуры. Уже был объявлен конкурс на должность директора. У нас есть 4 кандидата, которые изъявили желание стать директором этой организации, также ведем набор педагогов», — рассказал начальник управления по работе с муниципальными учреждениями администрации Владивостока Максим Кильчевский.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Пока во Владивостоке не удается решить проблему вторых смен: не хватает школ. Но к 2030 году, когда будут реализованы все мероприятия мастер-плана, с ней обещают справиться.

Начальник управления также добавил, что по нацпроекту во Владивостоке ввели в эксплуатацию несколько детских садов. Они появились на Патрокле, в Снеговой Пади, в микрорайоне Зеленый Угол и на Эгершельде. Также в ведение городской администрации были переданы 2 встроенно-пристроенных детских сада в Трудовом и на Седанке.

«Безусловно, в городе есть свободные места в дошкольных учреждениях. Но все зависит от концентрации населения. Есть густонаселенные микрорайоны — однако мы всегда предлагаем свободные места в детсадах, которые встречаются по пути следования родителей на работу. Мы, в свою очередь, стараемся полностью удовлетворить запрос граждан на той или иной территории», — добавил Кильчевский.

Кружки и секции по-новому

Во Владивостоке в рамках нацпроекта активно развивается дополнительное образование. За последние 2 года в городском появились три «Точки роста» — две в поселке Трудовом и одна на острове Русском.

«Мы получили очень хорошее оборудование для занятий физикой, информатикой биологией. Ребята на реальных тренажерах могут проводить исследования, интерпретировать их и использовать в научной деятельности или при подготовке к экзаменам», — рассказал начальник управления по работе с муниципальными учреждениями администрации Владивостока Максим Кильчевский.

В 2019 году в дальневосточной столице открылся технопарк «Кванториум», который сегодня посещают около тысячи детей. Технопарк сотрудничает с различными предприятиями, где школьники могут на практике познакомиться с производственными процессами.

«У нас сейчас представлено 8 направлений. В основном это технические и естественно-научные специальности: IT-квантум, VR-направление, energy-квантум (альтернативная энергетика), промдизайн и так далее. Наибольшей популярностью сейчас пользуются IT и VR. Но в целом все направления набираются», — отметил руководитель проектного отдела детского технопарка «Кванториум» Алексей Ожередов. Он добавил, что на занятиях ребята могут выполнять реальные заказы — в дальнейшем это может повлиять на выбор профессии.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В целом в Приморье дополнительным образованием охвачены 76% детей. Это не предел — край стремится к показателю выше 80%.

«У нас в допобразовании уже есть 8,3 тыс. мест, будем создавать новые и закупать оборудование. В целом только совмещая урочную и внеурочную деятельность мы можем говорить о комплексном образовании», — отметила Меховская.

Во Владивостоке кружки, секции или их более современные формы — технопарки и IT-кубы — отчасти помогают справляться с нехваткой групп продленного дня. В настоящий момент продленки существуют только в 16 школах: обусловлено это наличием свободных помещений и педагогов.

«Мы с минобром недавно обсуждали совместный проект, какими ресурсами можно воспользоваться для того, чтобы в следующем учебном году кратно увеличить количество групп продленного дня в образовательных организациях. Нам важно, чтобы ребенок из-за занятости родителей как можно больше времени проводил в школе — для этого должна быть не только образовательная деятельность, но и внеурочная. Нужны соответствующие программы, преподаватели, чтобы группа продленного дня не скатывалась в решение домашнего задания», — рассказал Кильчевский.

Особый подход

В частных учебных и дошкольных заведениях вопрос с допзанятиями для детей, как правило, решен.

«У нас 100 детей, в муниципальной школе — 1000. Ребенок находится у нас с 8:30 до 18:00 — таким образом, мы избавляем родителей от необходимости делать с ним уроки. Мы исследовали, кто нам отдает своих детей: это бизнесмены, врачи, мамы, которые сидят со вторым или третьим ребенком. А у нас есть и музыкальная школа, занятия пинг-понгом, футболом и так далее», — поделилась кандидат педагогических наук, доцент, директор частного общеобразовательного учреждения «Начальная школа «Эврика» Элеонора Трубникова.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

По ее словам, частные учебные заведения с муниципальными не конкурируют, а развиваются параллельно. Вместе с тем, «частники», отметила руководитель центра детского развития «Мандаринки» Ирада Юсубова, берут на себя обучение детей «с особенностями». Таким ребятам требуется индивидуальный подход, и небольшие классы и группы могут с этим помочь.

«Найти специалиста, который выбрал бы правильный подход к такому ребенку, очень сложно. Поэтому многие родители уходят из муниципальных садов в частные, где дети могут получать особое внимание и развитие. Для меня очень важно, чтобы особенные дети могли интегрироваться в общество, чтобы они не пропадали. И с этим им должны помогать педагоги», — отметила Юсубова.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Острый вопрос

Кадровый вопрос в образовательной среде Приморья стоит очень остро. Новые школы и детские сады — как муниципальные, так и частные — должны обеспечиваться не только современным оборудованием, но и педагогами. Однако с подготовкой учителей и воспитателей, по словам директора Профессионального колледжа ДВФУ Светланы Матвейчук, дела обстоят непросто.

«На сегодняшний день 4 профессиональных средних образовательных организации в регионе готовят учителей младших классов и воспитателей дошкольных учреждений. <…> В будущем мы планируем совместно с министерством профессионального образования заниматься не только подготовкой учителей, но и повышением уровня подготовки педагогов в колледжах. Технологии развиваются быстро, и те выпускники, которые приходят дальше в свою профессию, должны соответствовать современным требованиям. Педагоги должны идти в ногу со временем, а мы будем всячески этому способствовать», — отметила она.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Готовить педагогов необходимо в том числе и к преподаванию новых предметов. Например, с нового учебного года в школьном расписании появятся уроки труда. От прежней «технологии» они будут отличаться практиориентированностью.

«Мы говорим о том, что минимум 75% урока должно быть направлено именно на практическую деятельностью. Реализоваться этот предмет будет в модульном формате, пять модулей у нас обязательных, три — по выбору. <…> Сегодня ведется серьезная работа по подготовке педагогов, которые будут вести уроки труда. Модули многогранные, от работы с материалами до робототехники. Предполагается такая вариация, чтобы несколько педагогов вели этот предмет», — рассказала Меховская.

Больше, чем в вузах

В структуре среднего профессионального образования насчитывается порядка 100 специальностей. В настоящее время по ним обучается 49 тыс. студентов — это на 5 тыс. больше, чем в вузах. В расчет берутся и отдельные учебные заведения, и прикрепленные к университетам.

«Система профессионального образования, естественно, тоже участвует во всех программах, предусмотренных нацпроектом «Образование». Самая важная из них — «Молодые профессионалы», которая в 2021 году трансформировалась в федеральный проект «Профессионалитет». В рамках этой программы материально-технической базой были оснащены 48 мастерских почти в 20 учреждениях в разных муниципальных образованиях, не только во Владивостоке», — рассказала начальник отдела профессионального образования и науки министерства профессионального образования и занятости населения Приморского края Ольга Пермякова.

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

По ее словам, основная цель «Профессионалитета» — кадровая подготовка. Федеральная программа позволяет «подстроить» образование под определенные запросы работодателей.

«Если есть какие-то требования по тому или иному направлению отрасли, то, соответственно, программа обучения разрабатывается и согласовывается с партнером-работодателем. Он диктует условия колледжам, которые работают по нацпроектам — в том числе и сроки подготовки специалистов», — пояснила Пермякова.

Важным показателем, подчеркнула она, также является целевое обучение: студенты подписывают договоры на учебу в колледжах с предприятиями партнеров, взамен на дальнейшее трудоустройство и меры соцподдержки. Например, работодатели могут предоставлять ребятам стипендии либо финансово покрывать их затраты на проживание в общежитиях или на поездки в транспорте.

Главным результатом реализации нацпроекта в итоге должно стать трудоустройство 85% студентов на предприятиях-партнерах.

В основании — семья

В январе премьер-министр России Михаил Мишустин поручил продлить действие нацпроекта «Образование» до 2030 года. В отрасли, безусловно, еще остаются нерешенные вопросы.

«Над тем, в каких направлениях нацпроекту необходимо развиваться, педагогическое сообщество будет работать коллегиально. Но решение будет приниматься на федеральном уровне. У министерства просвещения есть экспертный совет, который и обсудит, какие показатели необходимо внести в нацпроект», — сказал Кильчевский.

Между тем, говоря об образовательном процессе важно не забывать и о других его неотъемлемых участниках: родителях. Развитие ребенка можно представить в виде треугольника, где на вершине окажется он сам, а в основании — семья и школа. Сдвинув этот фундамент, можно нарушить всю конструкцию.

«Мы сейчас много говорим про качество образования, но почти ничего — про воспитание, хотя сейчас одно равняется другому. И Год семьи как раз на это направлен: на то, чтобы передавались ценности, которые существуют в обществе и на то, чтобы дети осознали роль семьи», — резюмировал чиновник.