Порядка 3 млрд рублей направят на ремонт дорог, ведущих туристическим местам Приморья в ближайшую трехлетку. В порядок приведут и сами трассы, и съезды к местам отдыха. Какие маршруты вошли в перечень, и когда можно будет оценить обновления, рассказал исполняющий обязанности заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Вячеслав Шичкин.
— Вячеслав Александрович, какие из дорог, ведущих к туристическим местам, уже привели в нормативное состояние?
— Учитывая расположение относительно краевой столицы Приморского края, мы разделим туристические объекты по трем направлениям. Первое — это объекты, которые расположены в непосредственной близости от Владивостока: бухта Лазурная, остров Русский. Второе — это Хасанское направление и поселок Славянка и близлежащие населенные пункты. Третье — это направление в сторону Находкинского городского круга: бухта Ливадия и Триозерье. Так вот, в 2023 году мы отремонтировали порядка 10,5 км автомобильных дорог в непосредственной близости от бухты Лазурной. По Хасанскому направлению мы отремонтировали также порядка 10 км дорог трассы Раздольное — Хасан. В 2023 году запущен участок автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный, который связал Артемовский и Шкотовский муниципальные округа. Также были отремонтированы мостовые сооружения, которые расположены в непосредственной близости от города Большой Камень через речку Петровка, а также в районе села Царевка мостовые сооружения отремонтировали в 2023 году, а еще в 2022 году выполнялся ремонт также по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», это участок порядка 10,5 км в районе пляжа Ливадия.
— Что именно входит в термин «нормативное состояние», какие параметры?
— К термину нормативное состояние можно отнести состояние транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги. К ним прежде всего относится продольная и поперечная ровности, а также отсутствие дефектов проезжей части.
— Есть ли данные, насколько сократились временные затраты водителей? Как быстро они теперь добираются к туристическим местам по дорогам, которые привели в нормативное состояние?
— Вы знаете, об этом сложно говорить, но можно. Все дело в том, что большая часть участков автомобильных дорог, которые мы ввели в эксплуатацию после ремонта, были уже за пределами курортного сезона, то есть мы ввели их уже в октябре, в ноябре заканчивали работы. По нашим наблюдениям время на поездку сократится примерно на час. То есть, если раньше в курортный сезон жители тратили, добираясь до Хасанского пляжа, например, 4 часа и более, то мы планируем, что в этом году, временной промежуток сократится до 3 часов. Также сократится и временной промежуток по направлению Находки. Там на время как раз влияло производство работ на объектах. Работы выполнены, поэтому срок, я думаю, уменьшится как в одном, так и в другом направлении.
— А каков гарантийный срок эксплуатации этих дорог?
— Гарантийный срок эксплуатации автомобильных дорог, о которых мы ведем речь, варьируется от 4 до 6 лет.
— Это для всех дорог?
— Это для тех дорог, которые мы ремонтируем. Мы говорим про автомобильные дороги Раздольное — Хасан, про Артем — Находка — порт Восточный. А гарантийный срок эксплуатации автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный, которую мы вводим в эксплуатацию после строительства значительно больше, он составляет до 12 лет.
— А как составляют перечень туристических дорог, которые нуждаются в обновлении?
— Согласно нормативным документам, в соответствии с которыми мы работаем, мы ежегодно проводим плановую диагностику автомобильных дорог.
— Всех?
— Всех дорог на территории Приморского края. Прежде всего, мы выявляем наличие дефектов на проезжей части, и в дальнейшем уже принимается решение, возможно ли те или иные дефекты убрать при помощи большого ремонта, либо так называемого ямочного ремонта, который поводится в рамках содержания. После плановой диагностики определяется перечень объектов, и затем мы выстраиваем для себя шкалу, учитывая критерии, такие как интенсивность движения транспортных средств, востребованность того или иного участка автомобильной дороги. Так составляются планы. Если есть возможность отремонтировать в ближайшее время, конечно, мы ставим дорогу в первоочередные мероприятия, а если не получается, то проводим работы по ямочному ремонту, по приведению к ровности проезжей части. А если мы говорим о полноценном ремонте, то это и ремонт дорожного полотна, и обочин, и элементов обустройства, это установка дорожных знаков, нанесение разметки и проведение водоотводных мероприятий.
— То есть вы комплексно делаете ремонт?
— Да, верно.
— Каков план на ближайшее время? Какие объекты сейчас особо нуждаются в обновлении?
— В большей степени нуждается в обновлении, конечно, автомобильная дорога Раздольное — Хасан. Если в зимний период интенсивность движения транспорта там не такая большая, то летом она увеличивается в разы. К нам едут гости из ближайших субъектов. Это Хабаровск, Благовещенск, Сахалин. Поэтому, конечно, необходимо этой дороге большое внимание уделять.
— А насколько там большая нагрузка?
— Ну, смотрите, при нормативе, например, 3 тыс. автомобилей в сутки, в летний период увеличивается интенсивность до 7,5-8 тыс. автомобилей в сутки. Поэтому мы продолжим ремонтировать эту дорогу: порядка 10 км будем приводить в нормативное состояние ежегодно, выполнять ремонтные работы. В 2024 году мы закончим оставшуюся часть не отремонтированного участка автомобильной дороги Владивосток — Артем. Это практически вся территория Артемовского городского округа, которая связывает Артемовский округ с бухтой Лазурной. И также у нас будут отремонтированы части автомобильных дорог Раздольное — Хасан — Зарубино, часть дороги в сторону Безверхово, и подъезд к бухте Песчаной. Всего в этом году запланировано порядка 15 км ремонта автомобильных дорог в сторону Хасана.
— На какие средства выполняются эти работы и каковы суммы?
— В 2024 году для ремонта автомобильных дорог, которые я указал выше, привлекаются средства дорожного фонда Приморского края. Всего порядка 1,5 млрд руб. в 2024 году будет потрачено, и будет отремонтировано порядка 30 км дорог, которые ведут к туристическим объектам.
— Как вы оцениваете изменения дорожно-туристической сферы, если сравнивать, к примеру, с тем, что было 20 лет назад?
— Приморский край за последние 20 лет, конечно, шагнул очень сильно вперед, прежде всего, при подготовке к проведению саммита АТЭС, который был в 2012 году. Это строительство мостовых сооружений, которые связали нас с Русским островом. Раньше попасть на остров Русский можно было только с помощью морского сообщения. Да и то не все там бывали, даже жители Приморского края, Владивостока и ближайших районов не все были на Русском до момента, когда появилась возможность приехать туда на автомобиле. Затем, это низководный мост на Патрокл, это тоже большое достижение. Вот такие объекты: дорога на Патрокл, дорога в объезд Артема была построена, сейчас хорошее автомобильное движение соединяет Шкотовский район через Артемовский городской округ с Владивостоком и Надеждинский район. Почему сейчас и увеличивается количество строительных объектов в городах, которые прилегают к Владивостоку. Еще бы отметил строительство Нарвинского тоннеля на автомобильной дороге Раздольное — Хасан. Это самые значимые объекты.
— Какую роль сыграл нацпроект в развитии дорожно-транспортной сети?
— Национальный проект включил в себя не только дороги краевого значения, он еще и помогает приводить в нормативное состояние дороги и дорожные сооружения Владивостокской агломерации. Во Владивостокскую агломерацию вошли и дороги регионального значения, и местного значения, которое расположены в Артеме, Владивостоке, Надеждинском и Шкотовском районах. За счет привлечения денежных средств национального проекта ежегодно ремонтируется порядка 40 км автомобильных дорог этой агломерации. Возможно, жители Владивостока не так уж сильно оценили нацпроект, потому что в городе, к примеру, один километр не так бросается в глаза, а вот для жителей того же Артема, Надеждинского, Шкотовского районов километр дороги — это очень важно. Он много значит. Поэтому работы ведутся в четырех названных муниципалитетах, и на 2023 год 81% автомобильных дорог в нормативное состояние уже приведен. Всего входит во Владивостокскую агломерацию порядка 1,6 тыс. км дорог.
— Ну, осталось на самом деле не так уж много. К 2030 сможем 100% добиться?
— Мы идем в этом направлении. К сожалению, большие изменения были внесены в связи с увеличением стоимости работ. Дорого на сегодняшний день ремонтировать и строить, но тем не менее, за счет проведения конкурсных процедур происходит экономия средств, либо перераспределение средств происходит, и мы выходим на те цифры, которые заданы были изначально в момент начала реализации национального проекта. Что мы планируем до 2030 года? Это, конечно же, запуск части автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный. В 2023 году мы запустили ее до села Шкотово, до 2027 года планируется запустить до села Царевка. В ближайшие 3 года этот участок автомобильной дороги приведут в нормативное состояние. Затем реконструкция автомобильной дороги, прилегающей к горнолыжному курорту в Арсеньеве. Сейчас ведется работа по подготовке проектно-сметной документации реконструкции. И еще планируется открытие федерального круглогодичного морского курорта в Хасанском районе в селе Зарубино. И в том направлении будет проводиться работа по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Вот я назову эти крупные объекты, а так мы продолжаем работу по приведению дорог в нормативное состояние. К 2030 году, я думаю, мы уже добьемся того, что автомобильная дорога Раздольное — Хасан будет приведена в 100% нормативное состояние. Мы работаем над тем, чтобы хотя бы небольшими участками ежегодно проводить реконструкцию данной дороги. В будущем эта дорога должна быть не по одной полосе в каждом направлении, а, как минимум, по две полосы в каждом направлении, то есть нормальная четырехполосная дорога. Я думаю, что мы к этому придем.