В течение полутора лет власти Приморья приобретут 10 асфальтобетонных заводов, чтобы увеличить объем обновления дорог. Для ремонта автомагистралей в этом году край получит более 200 единиц специальной техники. Подробнее о развитии транспортной инфраструктуры региона поговорим с начальником отдела контроля и приемки работ «Приморского управления автомобильных дорог» Никитой Дмитриевым.
— Никита Владимирович, скажите, сколько дорог Приморского края привели в порядок за последние годы?
— С 2015 по 2022 год в крае отремонтировано порядка 760 км автомобильных дорог. Для примера скажу, если у нас в 2015-2016 годах ремонтировалось порядка 30-50 км в год, то благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги», уже с 2018 года началось наращивание темпов. Так, в 2018 году отремонтировали 61 км дорог, в 2019 — 104 км, в 2020 — 159 км, в 2021 — 173 км. И, соответственно, в 2022 году — 191,5 км. В 2023 у нас отремонтировано 200 км автомобильных дорог.
— Приморский край имеет свою геологическую и климатическую специфику. Насколько сложно строить здесь дороги, и какие технологии применяются при строительстве?
— Да, безусловно, Приморский край, можно сказать, уникальный край в плане климата и в плане геологии. Взять, например, наши перепады температур: зимой у нас может быть и +2 градуса, и -20 градусов в один день, а летом у нас зачастую проходят тайфуны. Очень сложная геология в крае. Чтобы решить эту проблему, применяется современная дорожно-строительная техника. Применяются цифровые технологии, которые помогают контролировать процесс выполнения работ. В частности, квадрокоптеры, которые позволяют пролететь дорогу вместо того, чтобы пройти участок ремонта.
— То есть, вы отслеживаете этапы ремонта с помощью квадрокоптеров или проводите диагностику перед тем, как начать ремонт?
— Так делается диагностика. Квадрокоптер полностью пролетает участок и выдает нам видеопаспорт автомобильной дороги, все выводится в программу на персональном компьютере.
— Это очень удобно.
— Да, очень удобно. То есть, я, находясь в кабинете, могу посмотреть, что было на момент диагностики автомобильной дороги.
— А после того, как дороги уже сделаны, можно использовать это как дополнительный контроллер?
— Безусловно, можно. И у нас в принципе в планах это есть — ежегодно проводить данную диагностику.
— Еще лет 20 назад мы и мечтать не могли о таких технологиях.
— Ну, 20 лет назад мы даже представить не могли, что такое может быть, что я, находясь, условно, во Владивостоке, могу увидеть, что происходит в Хасане или в том же Лазовском районе. Также сейчас появились и новые инструменты для проведения геодезических работ. Если раньше это делалось, можно сказать, вручную теодолитом и нивелиром, то сейчас геодезист, имея с собой GPS-оборудование, практически один может пройти участок, и, я думаю, раз в 10 быстрее обработать результаты, которые были бы получены с помощью теодолита и нивелира.
— То есть теодолит и нивелир уже не используются?
— Уже даже тахеометр не так актуален, как GPS-приемник. Также подрядчики при строительстве и ремонтах пытаются применять так называемую 3D-систему, когда на дорожно-строительной технике установлено 3D-геодезическое оборудование и с точностью до доли миллиметра выводится полотно: отметки, толщина, оператор только следит за тем, чтобы ничего не сбилось.
— Да, технологии довольно значительно шагнули вперед. А какие планы на будущее?
— До 2028 года планируется отремонтировать порядка 632 км автомобильных дорог Приморского края. Помимо этого, продолжится работа по строительству автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный с выездом на Царевку. Также будет продолжаться строительство новых автомобильных дорог в туристическом кластере Приморья — в бухте Муравьиной будет проводиться реконструкция аварийных мостов.
— Приморский край очень автомобильный регион. Как вы считаете, насколько еще увеличится трафик, когда появятся новые дороги?
— Трафик ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. Приморье — туристически привлекательный регион. Также у нас обширная приграничная зона, так что, можно сказать, даже не ежегодно, а ежемесячно поток увеличивается, и, чем лучше будут дороги, тем больше машин будет, и тем удобнее будет населению добираться до мест массового отдыха. Также будет проще грузоперевозчикам осуществлять свою деятельность. Естественно, чем лучше дорога, тем больше трафик.
— Когда строятся дороги, учитывается возможность увеличения трафика? Выдержат ли наши новые дороги?
— Безусловно, когда строится новая дорога или реконструируется существующая, это делается не просто так, а в соответствии с определенной проектной документацией, которая разрабатывается, в том числе, на перспективу. То есть в эту проектную документацию заложен расчет, который учитывает будущую нагрузку. На основании этих расчетов производится расчет дорожной одежды, которую необходимо будет сделать, чтобы автомобильная дорога прослужила как минимум без ремонта 12 лет. Сейчас по нормативу у нас межремонтный срок составляет 12 лет. Это текущий ремонт. Промежуток между проведением капитальных ремонтов — 24 года. Проектная документация с тем и разрабатывается, чтобы дорога простояла это время.
— То есть даже ямочный ремонт 12 лет не будете проводить?
— Нет, ямочный ремонт, согласно классификатору, относится к работам по содержанию автомобильных дорог. Безусловно, могут появляться какие-то ямки, потому что погода дает о себе знать, дождем выбивается щебенка. Это все — процесс содержания, грубо говоря, это, как помыть машину, тоже просто процесс содержания. Имеется в виду полноценный ремонт дорожной одежды или земляного полотна. Может быть вы наблюдали, как у нас сейчас происходит в крае ремонт: мы полностью заменяем слои дорожной одежды, проходим фрезой.
— Да, верхний слой полностью снимается.
— И верхний слой, и нижний — по необходимости. Бывает, что и земляное полотно меняется. Это все — работы по ремонту.
— Вы автомобилист?
— Да.
— Тогда скажите как автомобилист: как вы оцениваете дороги Приморского края и новые строящиеся?
— В целом дороги края, конечно, далеки от идеала, но, учитывая динамику ремонта и строительства, я думаю, что мы дойдем, если не до идеального, то точно до очень хорошего состояния дорог.