Экспертиза , Приморский край ,  

Это не мусор, а вторсырье: как отходы в Приморье становятся ресурсами

Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье
Во Владивостоке за год отсортировали больше 2 тыс. тонн картона, стекла, металла и полимеров для переработки и вторичного использования

В январе количество бытовых отходов увеличивается в несколько раз. Во время новогодних праздников в мусорное ведро отправляется примерно треть угощений и продуктов, которые мы попросту не успеваем съесть, доля стеклянных бутылок в отходах может достигать 55%. Ну, а после праздников на свалку отправляются и новогодние елки. Много ли мусора убрали с начала года в Приморье, и какие отходы идут на переработку, рассказали ведущий специалист отдела внедрения раздельного сбора КГУП «Приморский экологический оператор» Софья Вавилова и начальник управления по развитию инфраструктуры КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Базыленко.

— Софья, насколько в Приморье увеличивается количество отходов после новогодних праздников, и что это за отходы помимо продуктов и стекла?

— Количество отходов действительно увеличивается. Транспортировщики говорят, что до 40% может увеличиваться объем именно в праздничный период, пока все люди находятся дома, потому что мы очень много готовим, плюс подарки и все остальное. Потом отходы от всего этого, естественно, оказываются на площадках для ТКО. В первую очередь это пищевые продукты, упаковка от подарков, напитков и так далее, как пластиковые, так и стеклянные отходы.

— Большую часть этого мусора можно перерабатывать, но для этого нужно сначала отсортировать. Жители Приморья пользуются контейнерами для раздельного сбора?

— Сейчас очень активно пользуются. В Приморье установлено порядка 2000 контейнеров в самых крупных населенных пунктах, и мы наблюдаем такую динамику: контейнер заполняется быстрее, чем мы даже предполагали.

— Но они заполняются правильно?

— Да, в том-то и дело. Сейчас в контейнерах мы принимаем пластиковые бутылки, стеклянные бутылки. Контейнеры заполняются этими типами отходов меньше, чем за неделю. Люди стали очень активно сортировать. В новогодние праздники это особенно заметно, потому что стеклянная бутылка, алюминиевая банка, пластиковая бутылка в праздники в активном обиходе. Мы уже третий год активно реализуем раздельный сбор, и если раньше, 1 раз в 10 дней контейнеры наполнялись, то сейчас уже быстрее, чем 1 раз за неделю.

— Алексей, ответьте на самый популярный вопрос: зачем сортировать мусор дома, если все равно его сортируют на заводе?

— Дома необходимо сортировать хотя бы на две составные части: пищевые отходы и сухие. Это позволит значительно улучшить качество последующей сортировки на заводе и существенно повысить качество вторсырья на выходе — не будет постороннего запаха и грязи. Это также позволит повысить процент выборки, наверное, на 30-40% и увеличить срок службы сортировочного оборудования в 2-3 раза. Как следствие, сократятся ежегодные затраты на ремонт, и уменьшится объем ТКО, поступающий на полигон для захоронения. Самое главное, что повысится качество сортировки. Сейчас на российском рынке большой объем вторсырья, и уже приходится бороться за его качество, то есть вступать в конкуренцию.

— Каковы объемы сортировки и переработки мусора в Приморском крае?

— В 2023 году было собрано 545 тонн ТКО, [на комплексе переработки во Владивостоке] отсортировано 162 тонны макулатуры, 1175 тонн картонной упаковки, 360 тонн стеклобоя, 160 тонн металла, 415 тонн полимеров. На 5 мусороперерабатывающих комплексах, действующих в Дальнереченске, Ярославке Глазовке, Кировке, Лучегорске за год отсортировано 455 тонн вторичных материальных ресурсов: 70 тонн металла, 179 тонн стекла, 207 тонн полимеров.

— Это сортировка. А они как-то перерабатываются потом?

— Естественно. Эти отходы рассылаются покупателям, а они потом делают переработку, из этого сырья делают свои изделия.

— Софья, расскажите о фракциях, которые не перерабатываются. Батарейки, люминесцентные лампы, автомобильные шины, что с этим делать?

— Я бы не сказала, что они не перерабатываются. Просто ими не занимается региональный оператор, так как это отходы первого, второго и третьего класса опасности, они не относятся к ТКО и к нашей юрисдикции, но люди к нам обращаются очень часто: у меня дома батарейки, лампы, куда сдать шины? У нас Владивосток ведь очень автомобильный город. Важно понимать, что в каждом городе есть карта сервисов, которую можно посмотреть. Точки сдачи можно посмотреть, например на Яндекс-картах, они сейчас активно ведут дополнение точек на свои ресурсы, и с прошлого года российский экологический оператор запустил обновление — всероссийскую карту, на которой также можно будет посмотреть точки сдачи. Туда наносятся и контейнеры для раздельного сбора ТКО, которыми мы занимаемся, и точки сдачи батареек, ртутьсодержащих отходов, шин и так далее.

— Алексей, каких результатов удалось достичь в части обращения с отходами после запуска нацпроекта «Экология» в 2019 году?

— Мы сделали модернизацию. Модернизировали конвейер и подачу ТКО, при помощи подрядчиков произвели замену корпусов прессов, которые спрессовывают остатки мусора. Тем самым мы локализовали производство такого сложного оборудования у нас в Приморье. Для нашего края это первый опыт производства такого вида оборудования. Данная модернизация позволила перерабатывать уже не 200 тонн, а 350-400 тонн за одну смену, это около 80% мусора, который за сутки попадает на сортировку. Благодаря этому снизился объем захоронения отходов.

— Софья, насколько, по вашим наблюдениям, мышление жителей стало экологичнее? Как меняется отношение людей к системе обращения с отходами?

— Я уверена, что меняется, даже если посмотреть на это с точки зрения работы регионального оператора. Когда в 2018 году я начинала заниматься этими вопросами, у нас во Владивостоке было порядка 50 контейнеров, куда можно было сдать ПЭТ-бутылку, сейчас их 900. Конечно, контейнеры еще не на каждой площадке, не в каждом городе, но мы эту работу ведем. Мы все-таки отдаленный регион, у нас есть логистические вопросы, концентрация населения не такая, как в центральной части России. Но, что очень важно: для многих людей контейнеры для раздельного сбора стали уже обыденностью. Сейчас, когда люди обращаются, они уже спрашивают: а куда можно сдать что-то другое?

— Алексей, как вы считаете, какое будущее нас ждет? Насколько чище станут города Приморья, скажем, через 5-6 лет, и что для этого сделает региональный оператор?

— Конечно же, в планах у нас обрабатывать 100% ТКО, полимерного сырья, формировать на территории края вторичные материальные ресурсы. Для этого, естественно, необходимо максимально повысить качество сортировки, качество самого сырья, чтобы ничего не оставалось после сортировки и ничего не попадало на полигон.