В городах России стартовал новый сезон электросамокатов. После зимних каникул двухколесные средства передвижения вернулись на дороги и тротуары Владивостока. Но в этом году реалии для любителей покататься на самокатах будут другими. О том, что изменилось, и останутся ли двухколесники «головной болью» для водителей и пешеходов дальневосточной столицы, в интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказали начальник управления городской среды администрации г. Владивостока Наталья Руденко и старший инспектор ИАЗ полка ДПС Госавтоинспекции Владивостока, капитан полиции Ольга Болдырева.
На протяжении последних трех лет жители дальневосточной столицы заваливают органы власти жалобами на любителей покататься на электросамокатах. Горожане сообщают о случаях, когда брошенные на дорогах двухколесники мешают проходу и проезду. Нередко возникают ситуации, когда «самокатчики» двигаются посреди проезжей части, не спешиваются на пешеходных переходах или резко выныривают из-за угла, сталкиваясь с людьми или автомобилями. Случается, что на одном самокате едут сразу два человека, также известны ситуации, когда люди управляли им в состоянии опьянения.
По словам Ольги Болдыревой, в этом году в дальневосточной столице уже произошло ДТП с участием человека, управлявшего электросамокатом. В прошлом году полицейские зафиксировали 9 таких происшествий, в них пострадали 7 человек.
С начала весны 2023 года сотрудники Госавтоинспекции получили больше возможностей для наведения порядка на дорогах. 1 марта в правила дорожного движения появилось новое понятие — средство индивидуальной мобильности (СИМ). В документе прописано, что это транспортное средство, имеющее одно колесо или более, у которого есть двигатель, предназначенное для индивидуального передвижения человека. К СИМ отнесли гироскутеры, моноколеса, сигвеи, электросамокаты и другие аналогичные средства передвижения. Управлять ими, согласно ПДД, могут лица старше 14 лет. Движение разрешено в велосипедных зонах, но если транспортное средство весит не более 35 кг, кататься можно по пешеходным дорожкам, тротуарам и обочинам. Скорость при этом не должна превышать 25 км/час. В числе других обязательных требований — установленные на электросамокате световозвращатели: спереди — белого цвета, сбоку — красного, либо оранжевого, и сзади — красного цвета. СИМ должен быть оборудован тормозной системой, а также иметь функцию подачи звукового сигнала. Также внесенные поправки запрещают «самокатчикам» обгонять другие транспортные средства при движении по обочинам. За нарушение этих правил любители юрких двухколесников теперь ответят рублем.
«Если была установлена вина человека, который управляет средством индивидуальной мобильности, то возможно привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 12.29. Либо, если установлено состояние опьянения, то по части 3 статьи 12 29. Если была создана помеха для движения транспортных средств, либо был причинен вред здоровью легкой, либо средней тяжести, также будет привлечение к административной ответственности по второй либо третьей части статьи 12.30 Кодекса (КоАП РФ — прим. ред.)», — рассказала Ольга Болдырева.
Этой весной на улицы Владивостока выехало около 2 тысяч электросамокатов, принадлежащих компаниям кикшеринга. В дальневосточной столице на сегодняшний день работает 3 таких фирмы, из них две региональных. По словам Натальи Руденко, сегодня владельцы компаний охотно идут диалог с властями и соблюдают установленные правила. Но так было не всегда.
«Первая компания кикшеринга появилась во Владивостоке в 2020 году. Она располагалась исключительно на набережной ДВФУ, на территории кампуса. Затем в 2021 году появляется сахалинский перевозчик. Появляется «без объявления войны». То есть мы просто видим красные самокаты, которые цепями прикованы к нашим объектам благоустройства. Соответственно, наша реакция тоже была достаточно агрессивной. Мы начали клеить постановления о выявлении самовольной конструкции и о предстоящем демонтаже. В дальнейшем операторы пошли на контакт и стали уже более цивилизованно размещать свои самокаты. В прошлом году заход федерального оператора также стал неожиданностью: в городе одновременно было выставлено около тысячи единиц, и у нас оказались заполнены самокатами тротуары, пешеходные проходы, зоны отдыха. Конечно, администрацию трясло от жалоб возмущенных граждан», — рассказала представитель мэрии.
Она уточнила, что в итоге городским властям все же удалось найти общий язык с перевозчиком. Представители компании адекватно отреагировали на просьбы мэрии и убрали самокаты с территории памятников культурного наследия.
Сейчас городская администрация продолжает работу над упорядочиванием деятельности кикшеринговых фирм. В правила благоустройства внесли изменения: власти запретили оставлять самокаты на газонах, в арках зданий, на выходах из пешеходных переходов и в местах высокого трафика людей. За нарушение этого правила установлена административная ответственность. Запрещено движение на самокатах по территории объектов культурного наследия, Некрасовскому путепроводу, Золотому и Русскому мостам. Также, идет работа над новыми нормами, когда каждая стоянка, включающая более 5 самокатов, должна обозначаться разметкой, а неправильно припаркованные СИМы должны быть убраны компанией в течение 4 часов после получения уведомления. Новый порядок сейчас проходит стадию общественных обсуждений, которая продлится до 28 апреля.
Отвечая на вопрос Павла Раилко о прогнозах на будущее, Руденко отметила, что популярность электросамокатов со временем пойдет на спад.
«Мы понимаем, что самокаты — это тренд. То есть явление, которое существует 2-3, максимум 5 лет, потом идет на спад. По моим прогнозам, тренд пройдет, и мы вернемся в нормальное русло», — сказала она.
Как ранее сообщал РБК, в апреле МВД включило вопросы об электросамокатах в теоретический экзамен на получение всех категорий водительских прав. В министерстве пояснили, что скорректировали билеты в связи со вступившими в силу 1 марта изменениями в ПДД.
Полное интервью с Натальей Руденко и Ольгой Болдыревой смотрите в видеоверсии.